Стоять и... достояться

Насколько сдвинулись очереди после публикации «СБ»?
Насколько сдвинулись очереди после публикации «СБ»?

Казалось, тема очередей давным–давно изжита. Оказывается, нет. Явление, до боли знакомое с советских времен, то и дело дает о себе знать. Это небольшое открытие я сделала, отправившись по различным инстанциям областного центра. О том, какие очереди по–прежнему в силе, рассказала в «Записках крайней». После публикации прошло два с небольшим месяца. Что изменилось за это время? Отправляюсь по старым адресам...

В первый мой поход маршрут складывался следующим образом: Гомельское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру — отделение N 302/12 ОАО «Беларусбанк» — поликлиника городской клинической больницы N 1 — пункт приема стеклотары — банкомат на Центральном рынке. Самым утомительным оказалось стояние в агентстве по государственной регистрации и земельному кадастру и отделении банка. От часа до полутора приходилось ожидать своего подхода к окошку. С надеждой, что сейчас ожидание будет более краткосрочным, открываю знакомые двери... Если лет 20 назад четверг в столовых считался рыбным днем, то в агентстве он называется юридическим. По четвергам сюда приходят только представители предприятий и организаций — юридические, словом, лица. Мой визит совпал с работой комиссии отдела по работе с обращениями граждан Гомельского облисполкома, выяснявшей, как работает «одно окно». Все в агентстве приятно удивляло: людей в коридорах немного, урчащий кондиционер, который в июньские дни не подавал признаков жизни. И даже появился администратор, место которому нашли в общем зале. Такой должности раньше даже в штате не было. Теперь есть к кому обратиться, если не знаешь, в какие двери стучаться. А вот с книгой замечаний и предложений неувязочка вышла. Сей важный документ спрятали за дверью, на которой черным по белому написано: «Посторонним вход воспрещен». Но это обстоятельство вскоре исправили, переведя документ в другой, более доступный кабинет. Может быть, стоило бы книгу препоручить доступному всем администратору?

Оставалось только уточнить, а как здесь ситуация складывается в другие дни, когда рядовые граждане за себя, а не за учреждения приходят хлопотать. И.о. директора агентства Евгений Липский заверил: очередей стало меньше. Помогает избегать их автоматизированная информационная система контроля движения заказов и оформления нарядов. Чтобы убедиться в этом, пришла в пятницу. Действительно, стоять пришлось чуточку меньше, то есть 1 час 10 минут вместо прежних полутора. Общий зал забит был под завязку. Кондиционер отключили, причина уважительная: дует прямо в спину оператору из третьего окошка. А очередь по–прежнему являла собой настоящее испытание на прочность. Радовал только администратор. Он никуда не испарился. Но и к нему стояла очередь.

— Увы, время отпусков, — развел руками мастер участка регистрации N 6 Виктор Страханович. — Наплыв людей. Но операторы стараются. Работаем в две смены с 8.00 до 20.00. Людей преклонного возраста и беременных женщин по возможности пропускаем вне очереди.

Представитель администрации честно признался: свести очереди к минимуму смогут лишь в апреле будущего года, не раньше. Собираются отремонтировать просторное здание, куда и переедет агентство. Для работы с населением отведут гораздо больший по площади зал. Вместо 4 окошек прием документов будут вести уже 8! Да и система «одного окна» за оставшееся время преодолеет все болезни роста. Значит, до весны. А пока набираться сил и терпения — и стоять.

Отделение N 302/12 филиала N 300 Гомельского управления ОАО «Беларусбанк» переезжать никуда не собирается. Наверное, поэтому здесь не стали откладывать борьбу с очередями в долгий ящик, а уже успели сделать кое–что приятное для клиентов. Увеличили персонал, обслуживающий горожан, и продлили режим работы на несколько часов — до 20.00 в обычные дни и в субботу — до 17.00. Скажу я вам, результат налицо. Даже в ажиотажные дни — канун 15–го числа, когда приходит время платить по всем коммунальным счетам, нет прежнего напряжения. Не без очереди, конечно. Но за 25 минут (а раньше — час) благополучно заплатила всем коммунальным службам.

Но, считает и.о. начальника областного управления Беларусбанка Андрей Кулик, и это не предел. Сейчас в управлении работают над тем, чтобы сократить время обслуживания клиентов в дни массового наплыва. Филиал N 300 продвигает в Гомельской области принцип «одного окна» по приему платежей. А это требует создания электронной базы плательщиков, открытия каждому единого лицевого счета, на который и будут начисляться платежи за все полученные услуги. Проще говоря, если сейчас в банк приходишь с пачкой квитанций от разных служб–поставщиков, то, по задумке Беларусбанка, разумно и экономно «вбить» многочисленные суммы в одну платежку–«простыню». Что в ряде городов уже давно и делается. Тогда и скорость движения очереди повысится в несколько раз. Проект, к слову, уже в работе. Есть и такое нововведение. Сегодня гомельчанин может заплатить в Беларусбанке за квартиру и телефон, назвав лишь адрес и телефонный номер — без всяких квитанций.

...Выходит, можно по–разному относиться к решению проблемы. Может быть, для пущей эффективности следовало бы тем руководителям, в чьих службах к делу относятся по старинке, с надеждой, что клиент никуда не денется, и самим иногда день–другой в очередях постоять. А еще — почитать собственные книги замечаний и предложений. К слову, клиенты Гомельского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру частенько оставляют в ней не только свое возмущение, но и дельные советы, за какие бы двери эту книгу ни прятали.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter