Стоянка викингов, гудящие горы и культовые валуны

Чем подогреть интерес сельских туристов?

ВЛАДЕЛЬЦЫ агроусадеб часто ищут оригинальную идею притягательности сельского отдыха. Кладезь информации к размышлению им могут открыть археологи. Лидеры сельского туризма уже уловили ценность исторического наследия и привлекают постояльцев, проводя экскурсии. Ну разве наши, белорусские, культовые валуны менее интересны, чем крымские дольмены, куда толпами ходят отдыхающие? И на белорусской земле есть загадки времен и народов, замки и курганы, овеянные легендами и сказаниями. Все непознанное подогревает интерес приехать и увидеть собственными глазами место неразгаданной тайны. В агроусадьбе «Масковичи» на Браславщине расскажут много преданий о городище с одноименным названием, где нашли до сих пор вызывающие споры о происхождении надписи на костях — руны, что считаются магическими, даже колдовскими знаками. Мы беседуем с известным археологом кандидатом исторических наук Людмилой ДУЧИЦ, которая в 70-е годы ХХ века и откопала на этой территории в прямом смысле ценнейшие артефакты.

фото константина ковалева
– МЕСТНОСТЬ вокруг городища могла оказаться под водой в связи со строительством ГЭС, поэтому и принялись ее исследовать. Позже экологи отстояли прекрасные места, гидроэлектростанцию так и не построили, а мне выпал счастливый билет при раскопках. Археолог Михаил Михайлович Чернявский надоумил меня заняться городищем, он восхищался этим краем — кругом озера, неповторимая природа. 

Когда я заложила пробный шурф на склоне горы возле озера Дерьбо, открылся большой культурный слой. Мне выделили деньги на раскопки. В первый же год нашла богатейший археологический материал: кресты-энколпионы, то есть складни, с позолотой, много женских украшений… В общем, это была сенсация. На второй год нашли кости животных с нанесенными надписями, как оказалось — руны. Столько находок сразу, что поначалу не могла их осмыслить! Когда начали копать ближе к берегу озера, школьники обратили внимание на косточки с непонятными знаками. Привезла их в институт, на удивление, все с недоверием и скепсисом отнеслись к находке. И тут в 1977 году в Москве выходит книга «Скандинавские рунические надписи». Я написала автору Елене Мельниковой, которая занималась расшифровкой рун. Потом отвезла ей коллекцию. Она сделала радиоуглеродный анализ в лаборатории, определивший возраст находки — рубеж XIII—XIV веков, как и других раскопанных мною предметов. Это поствикингский период. Ученая определила надписи как деградированное скандинавское письмо, то есть полузабытое. Скорее всего, их делали потомки скандинавов или люди, давно потерявшие связь с родиной. Позже на конференции в Швеции все признали, что это руны. 

— В интернете даже сейчас спорят — скандинавские ли это руны? Есть версия, что славянские. Кто же жил на месте городища Масковичи тысячу лет назад?

— Это был опорный пункт на северо-западном рубеже Полоцкого княжества. Целая сеть городищ идет по его границе. Странным образом, довольно крупное поселение в отличие от Браслава не попало в летописи, не упоминается ни в одном письменном источнике. Это еще одна неразгаданная тайна — почему? В основном находки городища датируются серединой XI — началом ХIV веков. Мы нашли много оружия, снаряжений коня, всадника, что свидетельствует о суровом военном быте древних обитателей этих мест. Разнообразные женские украшения — балтские, новгородские, вятичские и другие — тоже подтверждают гипотезу, что жили здесь воины, кочующие из гарнизона в гарнизон и у которых были жены со всего света. Найдены и гирьки-равновесы, что может указывать на занятие древних жителей торговлей. Помимо рунических надписей, коллекция содержит еще и рисунки воинов в кольчугах, шлемах, с мечами, щитами и луками. Есть немало изображений кораблей и лодок.

Городище «Московичи»

— А откуда там взялись скандинавы со своими рунами?

— Возможно, это были наемники, служившие полоцкому князю. Мы склоняемся к мысли, что там жили потомки скандинавов, они и наносили знаки на костях, может, для заклятья или, наоборот, для поддержки кого-то богами. Потому что к тому времени, когда были написаны руны, языческие традиции (а именно славяне-язычники применяли для гадания «резы») вытеснило христианство. 

— Не забыты ли найденные вами ценности и установленные при их изучении исторические факты? Экскурсии хоть проводят?

— Конечно, Браславский музей даже в один год финансировал раскопки. Часть экспонатов хранится там. Для отдыхающих в агроусадьбе предлагают экскурсии.

— И все же многие страницы из истории этого места так и остались загадкой. Этим оно еще более притягательно. Много ли в Беларуси вообще нетронутых городищ?


— Их масса. Неизвестно, что они могут нам дать. Случайность, что я столкнулась с Масковичским городищем, а так стояло бы оно и никто о нем не знал бы — о рунах, викингах и обитателях поселения.

— Какие загадки вас еще привлекают, какую хотели бы разгадать?

— Вообще, я всегда стремилась изучать курганные погребения, потому что получается как бы встреча с людьми, жившими тысячу лет назад. Археолог — первый человек, который встречается со своим предком и дает исследовательский материал для многих других ученых. Местные жители, между прочим, всегда хранили святость курганов. 

Людмила Дучиц и Елена Мельникова на раскопках городища  «Московичи», 1980 год

ВСЕГДА также интриговали городища с гудящими дырами. Во время экспедиций в бытность сотрудником Института истории я встречала старожилов, которые вспоминали о таких дырках в холмах. Они рассказывали об узких глубоких колодцах, из которых можно услышать гул, особенно если туда бросить камешки или опустить жердь. Временами будто бы даже слышен стук о железные двери. Такой пространственно-неориентированный звук воспринимается как загадочный и наделяется мистическим смыслом. Года два назад в моей памяти начали всплывать эти рассказы. Решила пересмотреть литературу, нашла информацию, обобщила ее. Легенды о гудящих дырах отразились и в микротопонимике. Так, возле деревни Ясенец Барановичского района есть Гудящая Гора, или Свентица. Она поросла сосновым лесом, и на высоте 30 метров над уровнем реки Сервеч бьют ключи. Отверстие на горе возле деревни Слобода Горская Горецкого района называют Ревущий Колодец. И так далее. Часто местные предания упоминают о провалившихся церквах, замках. Например, на городище возле деревни Речки Вилейского района, по легенде, записанной от местных старожилов краеведом Александром Зайцевым, провалился замок. Мол, там существует подземелье, где спрятано золото. А на горе был глубокий колодец. Рассказывали и о том, что в отверстие бросали камешки, которые при падении издавали гул. В середине ХIX века исследователь древностей Адам Киркор выявил некий свод, который шел в глубину горы от другого вала. Он состоял из колонн разной формы и величины. Но современные археологи на территории Беларуси никогда таких дыр не находили. В отличие от Украины, некоторых европейских стран, где культовые колодцы раскопаны. Предания — это отражение в историческом сознании воспоминаний о звуковых маркерах, связанных с отправлением религиозных культов и реминисценцией обрядов жертвоприношений, которые на протяжении многих столетий противостояли христианству. 

Интерес представляют природные объекты, которым приписываются лечебные свойства. Это камни, деревья, криницы. И теперь люди, как и в древности, верят в их целебную силу. Тоже хорошая фишка для агроэкотуризма. В Стародорожском районе в Щитковичах, к примеру, в одном из урочищ берут песок для лечения женских болезней. Недавно нашли в Пуховичском районе камень, который грызли от зубной боли. Дождевая вода из выемок камней тоже лечит. Есть камни, с которых соскребали мох и настаивали на водке, воде. В Крупском районе растет святая сосна со щелью, через которую надо пролезть. В трех километрах от Логойска, в деревне Нивки, тоже почитают сосну. Мы видели висящие там колготки, мужские трусы, разную одежду, в зависимости от больных мест на теле, и даже оставленные деньги. На Дятловщине под поваленными камнями пролезают девушки, стремящиеся выйти замуж. В Миорском районе я когда-то нашла камень-следовик со следом черта, как утверждали местные жители. Вообще, сейчас много почитаемых валунов. 

— Подобные объекты не мешает знать хозяевам агроусадеб, интересоваться литературой. Все больше энтузиастов из их числа, которые собирают такие знания, помогая ученым…

— Исследований хватит на всех. Ведь за границей поражаются и говорят, что в Беларуси заповедник язычества! Такого богатства, как у нас, нет нигде. К сожалению, мы себя мало рекламируем. Еще большая потеря, когда из памяти народной стираются названия, теряется интереснейший пласт нашего прошлого, который потом не найдешь ни в архивах, ни при раскопках. Поэтому так важно собирать сейчас малейшие сведения об археологических памятниках, их народные названия, легенды и сказания.

В ТЕМУ

Открытие на Полесье уникальных для мировой исторической науки славянских поселений вошло в топ-10 результатов НАН Беларуси за прошлый год. Благодаря находкам ученые отказались от прежней концепции «белого полесского пятна».

В исследовательской среде в 70–80-е годы ХХ века считали, что племена, проживавшие на территории Припятского Полесья, по неизвестным причинам исчезли оттуда в середине I века нашей эры, и этот регион на продолжительное время опустел. Но археологи Института истории НАН обнаружили ряд поселенческих комплексов І—ІV веков. Приемы домостроительства, форма посуды, предметы быта объектов указывают на связь с традицией зарубинецкой культуры. И это опровергло прежние представления. Несомненное достижение исследований последнего полевого сезона — открытие позднезарубинецкого жилищного комплекса у деревни Ясковичи Солигорского района, изучение поселка ранних славян на берегах Ствиги у деревни Бережцы Житковичского района.

Прошлогодняя экспедиция в Полесский регион — не последняя. Более того, ученые Института истории НАН законсервировали и перенесли в Туровский краеведческий музей уникальную печь, которой почти 1,5 тысячи лет. Они готовы помочь его сотрудникам создать экспозицию из найденных артефактов. Это наверняка стало бы поводом для гордости местных жителей и повысило бы привлекательность региона для туристов.

klimovich@sb.by



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...