На Славгородчине перезахоронили останки героев, погибших в годы Великой Отечественной войны

Стояли насмерть на берегах Прони

На Славгородчину приехали родственники красноармейцев, которые с 1941-го числились пропавшими без вести и лишь этой осенью вернулись из небытия

В центре агрогородка Свенск, в братской могиле похоронили красноармейца, погибшего в далеком 1941 году. Провожали Василия Самосюка в последний путь не только жители Славгородского района. На торжественную церемонию прибыли из Владимирской области племянники героя. А всего на Славгородчине в 78-ю годовщину освобождения района перезахоронили 25 солдат, поднятых этой осенью поисковиками Могилевского областного военно-патриотического клуба «Виккру» и бойцами 52-го отдельного спецбатальона Минобороны. Помимо Свенска перезахоронения прошли в агрогородке Лопатичи, деревне Александровка-1 и городском парке Славгорода.


В руках 68-летнего Александра Самосюка — живые гвоздики и горстка земли с могилы его дяди-героя — Василия Васильевича. Ее он увезет с собой домой — в Россию. На Славгородчину Александр Викторович приехал из города Собинка вместе с сестрой Нелли Морозовой и ее с 9-летней внучкой Кристиной Арефьевой. 

— Мы знали, что Василий ушел на войну 20-летним парнем, но не ведали, где и когда он принял последний бой, — уточняет Александр Самосюк. — Я никогда не видел дядю, но много о нем слышал от своего отца. Он один из трех братьев вернулся с фронта. И потом всю жизнь искал информацию о Васе. Семья ведь на него похоронку не получила, только на Юру. Конечно, после весточки, что на Могилевщине обнаружили его останки, мы сразу собрались в путь.


А он неблизкий: от Собинки до Славгорода более 880 километров, добирались родные красноармейца сюда с четырьмя пересадками. Но уверяют: оно того стоило.

— Не передать словами тех эмоций, которые мы испытали. Очень благодарны белорусам за то, что ведут активную поисковую работу, чтут память тех, кто погиб за Родину.

На семейном совете родственники красноармейца решили, что похоронят его в Свенске — на земле, которую он защищал, за которую отдал жизнь (останки Василия Васильевича поисковики обнаружили на поле у агрогородка).

Несмотря на пандемию, неблизкое расстояние и предостережения врачей, приехал в Славгород на перезахоронение рядового Федора Никитовича Попова Сергей Попов из города Видное Московской области.

В Славгород на перезахоронение рядового Федора Никитовича Попова приехал Сергей Попов из города Видное Московской области.

— Федор Никитович доводился мне родным дядей. Пятеро их, детей, было в большой крестьянской семье, что жила в селе Ключ Курской области. Когда батьки не стало, заботу о младших взял на себя старший из братьев — Иван, мой отец. Всю жизнь он горевал по самому младшему брату — Феде, которого растил с малых лет, — не может сдержать слез Сергей Иванович. — От него знаю, что буквально за месяц до начала вой­ны Федя женился. Точнее, заявление они с Ксюшей Матусовой из соседнего села Михнево подали, съехались, но свадьбу сыграть так и не успели. Как сложилась ее судьба, не знаем, хотя в мирное время пытались ее отыскать. Искали и сведения о дяде, и вот, наконец, свершилось, прилетела весточка из Беларуси, что Федор Попов, которому в ту пору было 22 года, погиб в боях у деревни Поповка Славгородского района. И хотя доктора меня, инвалида, с букетом болячек, отговаривали, разве ж я мог сюда не приехать! 80 лет наша семья этого ждала!

— Мой отец сам из многодетной семьи, тоже последыш, очень дорожит своей родословной, изучает военную историю, — подчеркнул 33-летний сын Сергея Ивановича Евгений, который его сопровождал. — Когда мы стояли на поле, обильно политом кровью героев, в том числе и нашего родственника, мурашки по телу бежали. Тогда и подумали: будет правильным похоронить Федора Никитовича здесь, на Славгородчине, в братской могиле, вместе с однополчанами. А с собой домой увезем его личные вещи, которые нам передали местные поисковики. 


Из 28 красноармейцев, поднятых в ходе нынешней «Вахты Памяти», на Славгородчине остались 25. Трое по желанию родственников вернутся домой — в Россию. За останками Алексея Кузьмича Борисова приехали из Московской области внучатые племянники, останки Ивана Сергеевича Судакова увезла на родину делегация из Тульской области, останки Гурия Ананиевича Коновалова его близким передадут в декабре.

Имена семи героев, павших в Славгородском районе смертью храбрых в 1941 году, были установлены по найденным при них солдатским медальонам, документам и личным вещам. Помимо Самосюка, Попова, Борисова и Коновалова это — харьковчанин Борис Герасимович Светличный, уроженец Богородицкого района Тульской области Иван Сергеевич Судаков и уроженец села Михайлово Калининской (ныне Тверской области) Михаил Егорович Уткин. 


— В июле — августе 1941 года в районе Славгорода шли ожесточенные бои. Немцы, захватив Пропойск, перекрыли стратегически важное Варшавское шоссе и мосты через Проню. Бойцы 710-го стрелкового полка 219-й мотострелковой дивизии 25-го мехкорпуса, пытаясь выбить врага из города и освободить «Варшавку», стояли насмерть. Тысячи советских солдат тут полегло, большинство до сих пор числятся пропавшими без вести. Наш долг: помнить тех, кто отдал жизнь за Родину, искать незахороненных бойцов, устанавливать их имена. Ведь каждая семья и спустя столько лет продолжает ждать близких, не вернувшихся с войны, — подытожил руководитель Могилевского областного военно-патриотического клуба «Виккру» Николай Борисенко. 

kislyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter