Об исчезнувшем памятнике «Алеша»

Стоял в Подбережье «Алеша»

На 67-м километре трассы Минск — Гомель стоял скромный монумент
На 67-м километре трассы Минск — Гомель, близ деревни Подбережье, стоял скромный монумент. Таких много на нашей земле. Советский солдат со склоненным к земле штандартом. Путники иногда оставляли у его подножия цветы. Но вдруг памятник исчез…



ПЕРЕНЕСТИ останки из могилы решили местные власти в 2009 году. Скромный мемориал, оказывается, мешал расширению дороги, пояснили «СГ» в отделе идеологической работы, культуры и по делам молодежи Пуховичского райисполкома. Процедура переноса останков из одного учтенного воинского захоронения в другое — дело хлопотное: череда согласований на уровне районных, областных и республиканских органов власти заняла 9 месяцев.

Елена Гнедько, председатель Блонского сельисполкома, тогда, в 2009-м, возглавляла упраздненный нынче Ананичский сельсовет, на территории которого располагался памятник, вспоминает:

— В Подбережье жители считали: могилу переносить недопустимо. Старожилы знали: здесь похоронены трое солдат-разведчиков, погибших в 41-м. Но и с тем, чтобы дорога пролегла по человеческим останкам, смириться не могли. Было решено с почестями перезахоронить останки на местном кладбище в соседних Ситниках.

Когда мы прибыли к сельскому погосту, застали там школьников, прибирающих два обелиска. Один из них напоминает о трагедии у хутора Наддатки, где фашистские каратели заживо сожгли 489 мирных жителей. Второй — в честь 17 бойцов партизанского отряда. Глазами искали силуэт уже знакомого советского солдата, но не нашли. Оказалось, нет подбережского памятника на новом месте: во время демонтажа монумент разрушился и восстановлению не подлежал.


Мемориал на деревенском погосте в пуховичской деревне Ситники, гдезахоронены останки неизвестных солдат, погибших у Подбережья

Теперь на гранитной плите с фамилиями погибших партизан выбиты и три слова «неизвестный». Здесь уже навечно упокоились останки тех трех солдат, которые погибли у Подбережья. Установить их личности невозможно, заключили специалисты во время эксгумации. Вместе с останками солдат нашли истлевшую шинель, мундштук и копейки. Перезахоронили неизвестных солдат под залпы орудий в присутствии местных жителей, родственники некоторых из них и сегодня числятся пропавшими без вести.

КТО же занимается поиском останков погибших во время войны солдат? С 1992 года этим ведает Управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Министерства обороны. Начальник управления Сергей Воронович рассказал, что любое воинское захоронение на государственном учете. Таких в Беларуси более 7,3 тысячи, покоятся в них примерно 2 миллиона 235 тысяч погибших. А установлены личности лишь 483 тысяч.

Сергей Воронович добавил, что некоторые учтенные воинские захоронения, к примеру одиночные, могут переносить в более крупные могилы. Происходит это, как правило, по нескольким причинам. Если воинское захоронение находится далеко в лесу, на окраине городов, поселков, деревень, их переносят в центр населенного пункта, где больше людей и возможностей для поддержания порядка. Право решать — у райисполкомов по согласованию с облисполкомами и Управлением по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Министерства обороны. Причем в процедуре самого перезахоронения сотрудники управления выступают в качестве контролеров: следят за тем, чтобы извлечение останков из земли  происходило без каких-либо потерь. Выбирают место переноса в иное учтенное воинское захоронение, готовят место, надгробия, организовывают процессию сельисполкомы (если это сельская местность).

Поисками и эксгумацией останков погибших занимается 52-й отдельный специализированный поисковый батальон. Он в буквальном смысле раскапывает новые страницы истории Великой Отечественной. Только за прошлый год батальон нашел 42 неучтенных воинских захоронения и  останки 3040 погибших. Но лишь о 53 из них установлены сведения…

Для семей погибших зачастую эти открытия становятся ценнейшими реликвиями. 74 года семья погибшего под Вилейкой летчика Панина считала его пропавшим без вести. 24 июня 1941 года над Снежково, что в двух километрах от Вилейки, был сбит боевой самолет. Обгоревшие тела командира самолета Василия Панина и второго летчика сельчане захоронили на местном кладбище. Уже в мирное время останки двух летчиков перезахоронили в братской могиле в деревне Куренец. А под Снежково погибшим установили памятник в виде большого валуна.

Еще одна история. Гвардии капитан Александр Титовец, командир эскадрильи 11-го гвардейского авиаполка Ленинградского фронта. Воевал на ЛаГГ-3 – одноместном одномоторном моноплане. По характеру найденных в питерском Приютино останков поисковики установили: самолет ушел в болото вместе с летчиком. Останки находились примерно на глубине двух метров, там же были найдены орден Красного Знамени и гвардейский знак… Останки Титовца, уроженца речицкой Заспы, перезахоронили с почестями в 2014 году в родной деревне.

ЭХО Великой Отечественной не устает напоминать о себе. Сколько еще времени будут находить в земле мины, снаряды, истлевшие шинели, каски, фрагменты танков, самолетов… Сколько еще солдат Победы, вместо имен которых высечено слово «неизвестный» на красном граните…

Завтра, в святой для поколения освободителей праздник, к большим и маленьким обелискам, именным и безымянным принесут живые цветы, молодежь поклонится памяти павших, ветеран смахнет со щеки скупую слезу. Война ведь не закончена до тех пор, пока не похоронен ее последний солдат.

uskova@sb.by

bizyk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter