О помощи местных жителей в охране границ

Стой, кто летит?

В Бресте пограничники задержали польского парапланериста. Спортсмен–любитель из Варшавы оправдывался: мол, перелетать нашу границу вовсе не собирался. Вечером 11 июня, приземляясь на окраине областного центра, был уверен, что садится в польской Бяла–Подляске. Параплан пограничники заметили еще в воздухе и по команде «в ружье» начали преследование. На земле гостя обнаружили уже местные жители, которые и передали его тревожной группе. В погрангруппе нарушитель виновато вздыхал: мол, потерял ориентировку на местности. Как бы то ни было, его ждут депортация и запрет на въезд в нашу страну сроком на пять лет.

6ce6b03ac7b98f2b04a92612d04766f4_XL.jpg
С этим разобрались. Пилот ошибся, бывает. Тем не менее командование Брестской пограничной группы неравнодушных брестчан за помощь поблагодарило. Живя в приграничье, терять бдительность нельзя. Не случайно в оперативных сводках, поступающих с наших рубежей, на нарушителей наряды выходят как раз по оперативной информации, которая часто поступает от местного населения.

И речь здесь идет не только о мигрантах, которые транзитом едут в Евросоюз в поисках лучшей жизни. Чего скрывать, граница любой страны всегда была зоной, притягивающей криминал: наркотрафик, незаконный оборот ценных товаров, провоз оружия и боеприпасов. Самые отчаянные преступники порой пытаются прорваться даже через пункты пропуска. А кого–то манят обходные тропы. И вот тут путь большинства нарушителей лежит через населенные пункты. Именно поэтому есть у пограничников такое понятие: работа в тылу.

Не секрет, что часть нелегалов задерживают на подступах к погранзоне или погранполосе. Без помощи населения, особенно сельского, не обойтись. И я совершенно не понимаю тех, кто возмущается по поводу жителей приграничья, передающих нарушителей пограничникам. Этакая подростковая логика: стучать, мол, зазорно. На соседа по парте — возможно. Но кто из диванных аналитиков хоть раз задался вопросом: что лежит в кармане или рюкзаке нелегала, идущего через нашу границу в любом направлении? А если граната или взрывчатка, которые могут унести десятки мирных жизней?

Так что оперативная работа во многом и построена на взаимодействии с теми, кто живет и работает в погранзоне. Это, кстати, определено законодательно. А результат очевиден. В Брестской пограничной группе, например, подтверждают: значительная часть нарушителей попадается как раз благодаря бдительности местных жителей. Бресту вторит и Гродно. Там тоже создаются добровольные дружины, охраняющие границы, работают патриотические классы и отряды юных друзей пограничников. Охрана рубежей — это общее дело. И внушать сей постулат нужно с детства.

Помню, в студенческие годы я подрабатывал охранником в филиале V форт музея обороны Брестской крепости. Он расположен в нескольких десятках метров от границы. Пограничники с ближайшей заставы были на нашем посту частыми визитерами. Уже тогда в непринужденном разговоре они объясняли, чем опасны нарушители и почему на них нужно обращать внимание. Я за свою недолгую работу в форту так с нелегалом и не познакомился. Но те, кто живет и трудится в приграничье не один год, помогали задержать десятки непрошеных, отнюдь не всегда мирных гостей.

Пару лет назад житель Брестского района подвез на своей машине двоих россиян, искавших проход к сигнализационному комплексу. Только высадил их не у контрольно–следовой полосы, а прямо на заставе! Один из нелегалов, как выяснилось, был опасным преступником, находившимся в розыске. Дружинник даже не знал, что серьезно рискует. Но своим поступком, не исключаю, он спас жизни и здоровье других людей, которые могли бы пострадать от рук рецидивиста. И таких примеров немало.

Конечно, за помощь в охране рубежей практикуется и система бонусов. По итогам квартала командир пограничной части издает приказ о награждении денежной премией активистов, помогавших в задержании нарушителей. Впрочем, сами дружинники, с которыми мне довелось общаться, отмечают: суммы не столь существенны. Главное здесь — неравнодушие и ответственность. Перед собой в первую очередь.

Пограничники признают: порой содействие добровольных помощников оказывается эффективнее самых современных средств слежения. Камеру наблюдения можно обойти, а вот от бдительных глаз скрыться трудно. Нарушитель всегда приметен. На нем не увидишь яркой одежды, но в руках, как правило, будет карта или мобильный телефон с включенной навигацией, а за спиной — дорожная сумка или рюкзак. У местных подозрительный путешественник часто спрашивает дорогу к границе или же, наоборот, постарается не вступать в контакт с жителями приграничья. Словом, чужака определят сразу и границу он не пройдет. Так и должно быть.

alexbresta@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter