Стоп! Снято

В интернете бурно обсуждаются очередные инициативы российских депутатов. Вслед за запретом чересчур смачно выражаться в СМИ отдельные политики теперь бьют себя кулаком в грудь, утверждая, что и видеорегистраторы — зло...
В интернете бурно обсуждаются очередные инициативы российских депутатов. Вслед за запретом чересчур смачно выражаться в СМИ отдельные политики теперь бьют себя кулаком в грудь, утверждая, что и видеорегистраторы — зло. Не так давно комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству не поддержал скандальный законопроект о запрете установки регистраторов на лобовом стекле машины. А главе комитета по информполитике Алексею Митрофанову не дают покоя записи автомобилистов, выложенные в интернете: мол, это нарушение конституционного права на частную жизнь. Интересно выходит. Авторы видео, которые помогают найти нарушителей или уберечь от тюрьмы невиновного человека, злодеи?

Не так давно появившись на рынке автомобильных девайсов, видеорегистраторы довольно скоро стали популярны и среди наших водителей. Устанавливают их в основном для отслеживания дорожной ситуации. Все помнят страшное происшествие на трассе под Оршей: в лобовом столкновении погибли девять человек. За жизнь еще десятерых упорно боролись медики. Так вот, именно запись регистратора помогла прояснить некоторые детали случившегося.
Примеров, когда видеорегистратор — союзник, а не враг, множество, говорит заместитель начальника УГАИ МВД Василий Бульбенков:

— МВД поддерживает практику использования этих приборов. Несмотря на существующие среди автовладельцев полярные мнения, это хорошая идея. К примеру, очевидно, что не все водители признают свою вину, вступая в полемику с инспекторами. Наличие же видеозаписи помогает на месте расставить все точки над «i». 

Так все-таки «добро» видеорегистраторы или «зло»?

Им бы регистраторы взять и отменить

Есть страны, где за подобные ролики, снятые с помощью видеорегистраторов, действительно сурово наказывают. В Германии, допустим, нельзя снимать то, что происходит в чужой машине. В Австрии регистраторы и вовсе запрещены, а за самовольную их установку в авто можно проштрафиться на 10 тысяч евро, за повторный «подвиг» — до 25 тысяч евро. Аргумент: в объектив могут попасть люди и регистрационные знаки автомобилей.

Пресс–секретарь минской милиции Александр Ластовский удивлен: «Управляя машиной, человек находится в общественном месте. Так о каком вторжении в частную жизнь идет речь? Автовладельцы не могут запретить снимать регистрационные знаки, ведь это собственность государства... Так скоро в «черном списке» окажутся и мобильные телефоны».

Вот и российских водителей столь громкое заявление депутата возмутило. Выложенные в интернете ролики они считают самым действенным способом борьбы с хамством на дороге, а часто единственным шансом добиться справедливости в суде. Как это было, к примеру, в истории с недавней аварией во Всероссийском выставочном центре. Пьяный водитель задавил семью, а потом утверждал, что за рулем был не он. Опровергли это кадры, появившиеся в интернете.

На дорогах России видеорегистраторы очень распространены, ими оборудовано процентов 70 машин. А в Москве они установлены почти во всех автобусах, троллейбусах, трамваях и даже маршрутках. Некоторые водители к появлению камер в салоне поначалу отнеслись настороженно, но согласились: так работать будет спокойнее и безопаснее.

А как у нас?

Василий Бульбенков рассказал о тех случаях, когда регистраторы спасали честь мундира. Допустим, нарушители бьются головой о дверцу служебной машины, приговаривая: «А я скажу, что вы меня избили». Особо прыткие пытаются даже инспектора боднуть или деньги ему сунут. Недавно была ситуация, когда жена заявила, что ее благоверному «нахамили гаишники». На записи же видно, что это ложь. Находчивую даму привлекли за клевету.

Благодаря видеосъемке удается разрешать многие спорные ситуации, когда у каждого участника дорожной заварушки своя правда. Эти устроили карусель на трассе, те не поделили проспект, не заметили мотоциклиста... Кстати, эксперты видят большой плюс в том, что суды принимают видеозаписи не только сотрудников ДПС, но и обычных граждан. Однако, подчеркнул Василий Бульбенков, предоставление видео — право, а не обязанность очевидца. Также Василий Васильевич напомнил, что одним из поводов к началу административного процесса является заявление гражданина, а если оно еще и видео о нарушении ПДД подкреплено, то проблем с привлечением виновного не возникнет.



К слову, регистраторы стали отличным инструментом в наведении порядка на дорогах и с появлением «Перехвата», отмечает автор этого проекта Александр Ластовский: «Хронические нарушители теперь вынуждены опасаться не только инспекторов ГАИ, но и камер, которые повсюду. Конечно, это нравится не всем».

В «Перехвате» народ, по словам собеседника, участвует активно. В день в ГУВД приходит до 40 сообщений, а иногда и до сотни. В ленте проекта можно увидеть кадры, где водители бросаются мусором, паркуются как попало, а дети разгуливают по проезжей части. Однако в последнее время автохамов стало меньше, и в этом, уверен пресс–секретарь минской милиции, есть заслуга и «перехватчиков».

Донос или гражданская позиция?

А не провоцируют ли нарушения авторы такого видео «славы» ради или в отместку за грубый жест на дороге? Главный «перехватчик» Александр Ластовский убежден, что нет:

— Дело в том, что видео отсматривается от и до, анализируется ситуация, предшествующая нарушению. И если есть хоть капля сомнения, что «перехватчик» — подстрекатель или нарушитель, то вопросы могут появиться к нему самому.

Наш проект никогда не был способом расправы с неугодными или проектом, плодящим стукачей. Это всего лишь способ получить и обработать информацию для реагирования сотрудниками ГАИ и для профилактики. Записи сначала поступают в милицию, затем при необходимости в суд. Поскольку в законе (УПК и ПИКоАП) нет четких требований к регистратору, то судья сам решает, считать ли видео доказательством. К слову, благодаря «перехватчикам» сотрудники ОВД привлекли к ответственности более трех тысяч нарушителей ПДД, правил парковки, раскрыли десяток уголовных дел.

Однако обязывать водителей скорее бежать в магазин за регистратором я бы не стал: каждый сам решит, нужно ему это или нет.

Любопытно, сколько же таких устройств в минских авто? По словам собеседника, пока такой статистики нет. Но то, что они при относительно невысокой цене раскупаются, как горячие пирожки, факт.

Водительский обзор

А что же наши водители? К примеру, минский таксист Александр Н. рассказал, что видеорегистратор в машине поставил после одного случая: «Я был на светофоре, когда за мной шел грузовик. И, видимо, он скорость не рассчитал — не смог остановиться. Я ушел вправо и чуть не сбил на переходе девушку. По встречке ехал парень с регистратором, который меня при разбирательствах и выручил. Теперь езжу только с регистратором. Выбор, кстати, в Беларуси большой и цена приемлемая».

Молодая мама Екатерина В., которая угодила в неприятную историю на парковке Московского района, тоже пожалела о том, что запись не велась. Одному с виду представительному товарищу не понравилось, что минчанка якобы заняла его место, и он, не стесняясь в выражениях, с жаром высказывал ей свою обиду. Та ответила. Тогда буян схватил ее за блузку, замахнулся... В общем, случай не из приятных.

Инспектора ДПС службы эскортирования спецподразделения ДПС «Стрела» Дмитрий Иванцов и Сергей Волчок, с которыми я честно отдежурила вечер, тоже говорили, что видеорегистратор — вещь нужная. Дмитрий рассказывает: «Догоняешь, бывает, лихачей, которые игнорируют требования остановиться, а прибор все фиксирует. Потом по 15 — 20 протоколов на таких ездоков оформляем.

Некоторые с пеной у рта доказывают свою правоту после ДТП, хитрят. И в этих ситуациях выручает регистратор. Остановили как–то авто. Дверцу открываем, а водитель уже на соседнем кресле прямо на коленях у жены восседает, нога между сиденьями застряла: «Не я, — говорит, — за рулем был». Оказалось, товарищ пьян, вот и решил пассажиром прикинуться. Как только машину успел остановить? Может, это дело практики?»

И таких фокусников, по наблюдению Дмитрия, на наших дорогах предостаточно. В чем я и сама убедилась. Остановились мы с инспекторами на улице Якубовского, у гаражей. Как раз за эвакуатором. Чего не пристегнутый ремнем безопасности Василий Б. явно не ожидал, впрочем, как и другие автовладельцы, которых за различные нарушения в тот раз наказали милиционеры. Василий же, когда сотрудник дорожно–патрульной службы показал ему остановиться, с трассы–то свернул. Но... быстренько с пассажиром местами поменялся. Да только опытного инспектора не проведешь. Такой трюк молодой человек проделал оттого, что прав на вождение его лишили еще в прошлом году, и вот опять попался. Эх, Вася, Вася.

Как–то неловко было спрашивать у этого бедолаги о важности регистраторов, но все же поинтересовалась. Раскрасневшийся Василий, не сводя взгляда с протокола, который теперь составлял на него сотрудник ГАИ, отвечал: «Обязательно поставлю, я и раньше хотел, да времени не было. У многих знакомых прибор этот есть».

Поделился мнением на этот счет и нарушитель Николай М., который, прихрамывая, переходил оживленную дорогу там, где не положено, и теперь повторял милиционерам, что «все понял и больше так не будет»: «У меня «жигуленок». Поэтому камера в машине без надобности. А так лучше бы ее иметь, на всякий случай».

Кстати, видеорегистраторы были в каждом пятом автомобиле, попавшемся нам за эту смену. «Всевидящее око» заметили мы даже в нескольких автобусах. А машины такси были оборудованы такими устройствами все до единой.

Советская Белоруссия №150 (24287). Среда, 14 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter