Стоп, снято!

ГАИ начала бороться с нарушениями при помощи GPRS и 3G

Для вычисления нарушителей ГАИ начала использовать технологии GPRS и 3G

Водительская солидарность ежедневно спасает от штрафа сотни лихачей. Завидев на краю трассы патрульную машину, редкий водитель удержится и не предупредит летящих навстречу автомобилистов двумя «звонками» дальним светом фар. Однако вскоре подобные сигналы могут кануть в прошлое. ГАИ Беларуси внедряет новую разработку, которая делает контроль за дорожным движением практически незаметным.

Не так давно технология впервые была отработана в Гомельской области. На подъезде к областному центру инспекторы ГАИ останавливали многих водителей. Поначалу те не понимали, в чем дело, но все становилось ясно, когда их приглашали в салон патрульной машины. На экране ноутбука они видели фотографии своих автомобилей в момент превышения скорости. Не-обычность же ситуации в том, что нарушения фиксировались в районе Жлобина, где установлен прибор фото-, видеофиксации «Арена», а информация с него поступала по 3G-каналу в Гомель на мобильный пункт ГАИ.

Прибор в районе Жлобина был запрограммирован на фиксацию нарушений при превышении скорости более чем на 20 километров в час и за четыре часа зарегистрировал примерно 150 нарушений. Затем технологию опробовали в других областях страны.

По такому же принципу теперь может передавать данные на расстояние и прибор «Автоураган», который считывает регистрационные номерные знаки машин и сверяет их с базами данных. Так можно распознать в транспортном потоке автомобили, которые числятся в угоне и владельцы которых лишены водительских прав.

– Раньше инспекторам приходилось дежурить в сотне метров от «Арены», и эффективность была невысока, поскольку водители видели автомобиль ГАИ и предупреждали друг друга морганием фар. Теперь же благодаря технологиям GPRS и 3G сигнал можно отправить в любую точку страны, – поясняет начальник службы профилактики и пропаганды безопасности дорожного движения спецподразделения ДПС «Стрела» МВД Беларуси Евгений Лапец. – Таким образом, нарушителя могут остановить и через 10, и через 100 километров. Саму камеру на дороге при движении заметить практически невозможно, о ее работе водителям напоминает только специальный знак о проведении фото-, видеофиксации на данном участке.

Водители, которые часто пользуются трассой М-1 Брест—Минск—граница Российской Федерации, знают, что на этой магистрали установлены подобные автономные измерители скорости. Принцип их работы несколько иной. Фиксируя превышение скорости, они передают информацию, как правило, не конкретному экипажу, а направляют ее в базу данных ГАИ. Затем, спустя несколько дней, лихач может получить по почте извещение о привлечении к административной ответственности.

Автономные фотовидеокамеры фиксации нарушений узаконены в Беларуси сравнительно недавно. Прошлым летом вопрос обсудили депутаты, 3 сентября 2010 года Президент Беларуси подписал Указ № 454 «О мерах, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения с использованием специальных технических средств». В документе сказано, что данные этих приборов будут служить основанием для привлечения лихачей к ответственности. При этом отвечать придется собственнику транспортного средства.

— Законодатели опирались на международный опыт. В большинстве стран Европы ответственность собственника закреплена «по умолчанию», но предусматривается механизм защиты его прав, — разъясняют правовые тонкости в Национальном центре законодательства и правовых исследований. – Алгоритм таков: зафиксированное нарушение оформляется по упрощенной схеме, без составления протокола. В течение трех дней постановление о привлечении к ответственности направляется по почте собственнику транспортного средства, у которого есть месяц, чтобы высказать свои возражения и написать заявление в ГАИ, если за рулем находился другой человек. В таком случае постановление о привлечении к ответственности утрачивает силу и административный процесс начинается сначала.

Очевидно, разобраться в спорных вопросах помогли бы фотографии лиц водителей. С технической стороны сделать это нетрудно, но во многих странах такой снимок расценивается как вмешательство в личную жизнь (и Беларусь тут не исключение), ведь в кадр попадает не только водитель, но и пассажир.

Еще один нюанс. За превышение скорости, к примеру, от 20 до 30 километров в час полагается штраф от 1 до 3 базовых величин (от 35 до 105 тысяч рублей). Разбежка немалая. Как определяется величина штрафа при фиксации нарушения камерой? В ГАИ поясняют: в таком случае взыскание выписывается в размере нижнего предела, предусмотренного конкретной статьей. В данном случае это 1 базовая величина.

Наводят ли камеры скорости порядок на дорогах? Сейчас, пока они еще не заработали в полную силу, делать выводы рано. Надо время, чтобы водители привыкли к ним, узнали больше об этих технологиях, научились реагировать не только на сигналы дальним светом, но и на знаки «Контроль ГАИ с видеофиксацией».

Кстати, в Европе подобные камеры узаконены давно. Наряду с ними, в городах и на трассах используются более «продвинутые» технологии — автоматические датчики, которые определяют скорость не в конкретный момент, а замеряют ее на определенном участке. Один датчик фиксирует, когда машина въезжает в контрольную зону, второй срабатывает, когда она ее покидает. Компьютер делает расчет, и если средняя скорость на участке оказалась выше допустимой, номер автомобиля попадает в базу штрафников. Зная наверняка, что поблизости работают такие датчики, водитель никогда сознательно не превысит скорость. Возможно, вскоре мы увидим что-то подобное и в Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...