Стоп–сигнал

Целый клубок проблем приходится распутывать инвалиду, решившему стать водителем
Целый клубок проблем приходится распутывать инвалиду, решившему стать водителем

Что делает обычный человек, если желает передвигаться на собственном автомобиле? Правильно! Учится в автошколе, сдает экзамены, получает водительские права, покупает автомобиль и — в добрый путь! Все относительно просто при наличии желания и необходимых средств.

А что делать, если желание передвигаться на машине возникло, к примеру, у безногого инвалида?

Во–первых, нужно попытаться получить машину, оборудованную ручным управлением. К примеру, Олег Зырянов, инвалид–«колясочник» из деревни Кривошин Ляховичского района, решил сесть в автомобиль в конце прошлого года. Стал на очередь в Брестском облисполкоме и оказался... 346–м! Если принять во внимание, что в прошлом году облисполком приобрел для льготников всего 12 автомобилей, то перспектива получения машины молодым инвалидом Зыряновым в обозримом будущем становится какой–то совсем мизерной, практически призрачной. Поэтому решил Олег купить обычную машину, переоборудовав затем ее управление на ручное. И столкнулся с задачей, практически неразрешимой, — найти того, кто возьмется за техническую головоломку, ему не удалось. Решив пройти по следам Олега, первый свой звонок я адресовала в Министерство транспорта и коммуникаций.

— Я желаю перевести автомобиль на ручное управление. Куда мне обратиться?

— Этот вопрос не в нашей компетенции, — ответили мне в приемной министра. — Звоните в УП «Белтехосмотр».

Звоню.

— Мы занимаемся техосмотром и диагностикой, а по поводу переоборудования вам, видимо, могут пояснить в ГАИ.

Накручиваю номера управления ГАИ МВД и получаю ответ: «Вообще–то человек может сделать переоборудование и сам, а потом пройти экспертизу... А еще подобным переоборудованием занимаются в институте Минтранса «Транстехника». Звоните туда».

В «Транстехнике» мне объяснили, что «институт занимается исключительно наукой». А переоборудование автомобилей — вотчина специальной экспертной лаборатории, которая вроде бы существует при БНТУ. Действительно, при БНТУ есть лаборатория транспорта и сертификации автотранспорта, а при ней — экспертный отдел. Но и там переделкой машин не занимаются. Только экспертизой.

— Честно говоря, я не знаю, есть ли в Беларуси предприятия, которые переводят автомобили на ручное управление. Во всяком случае, о таких я не слышал, — так закончил телефонный разговор со мной инженер лаборатории Дмитрий Волков.

Такой вот сплошной стоп–сигнал... Однако Олегу Зырянову повезло несказанно: недавно он купил автомобиль с уже готовым ручным управлением. А вот что делать другим инвалидам? И как получить права, если удастся приобрести специфическое авто?

Как выяснил все тот же Олег Зырянов, обучать инвалида правилам движения будут, если у него уже есть автомобиль или он стоит на очереди на его получение. В отличие от остальных граждан, имеющих возможность получить права независимо от наличия или отсутствия у них личного автомобиля.

Даже если инвалид выполнил все условия — то есть приобрел автомобиль, перевел его на ручное управление, прошел всевозможные медкомиссии, это не значит, что вскоре он станет обладателем заветных водительских прав. С обучением инвалидов вождению в Брестской области и других регионах до недавнего времени существовали определенные трудности.

Главный специалист комитета по труду и социальной защите облисполкома Светлана Боровская объяснила мне, что ранее людей, имеющих различные недуги, включали в группы и вели их обучение на базе кобринской районной структуры ДОСААФ. Проживали инвалиды в Кобринском пансионате ветеранов войны и труда. Теперь пансионат на ремонте и, стало быть, закрыт. Инвалиды остались «без крыши», а значит, и без возможности получения водительских «корочек». Кстати, именно по этой причине обучение Зырянова не состоялось ни в декабре прошлого, ни в январе этого года. Пришлось ему по инстанциям на своей инвалидной коляске поездить, попросить–покланяться... Недавно водительское удостоверение Олег все–таки получил. Звонил мне, радовался. Вопрос с правами разрешился благополучно благодаря тому, что когда–то, еще здоровым, Зырянов получил права тракториста. А теперь просто пересдал на другую категорию. Олегу пошли навстречу — в Барановичском межрайонном регистрационно–экзаменационном отделе Госавтоинспекции отнеслись с пониманием и чуткостью.

Кстати, после моего звонка в комитет по труду и социальной защите Брестского облисполкома проблема с помещением для обучаемых инвалидов разрешилась быстро. На следующий день мне пришел факс, подписанный заместителем председателя комитета Владимиром Хромовым: «На время производства ремонтных работ в Кобринском пансионате проживание и питание инвалидов организовано в здании Кобринского дома–интерната для престарелых и инвалидов».

Впрочем, лично для меня осталось непонятным: почему обучение людей с ограниченными возможностями нельзя вести в районных автошколах?

— Если соберется группа, если местный отдел соцзащиты найдет место проживания (а вы понимаете, что здесь должны быть особые условия, обязательно — питание, удобства), то наши специалисты готовы выехать в любой регион, — уверяет Николай Круглей, заместитель председателя Брестского областного совета ДОСААФ по экономической работе и подготовке кадров массовых технических профессий. — Тем более что мастера и преподаватели у нас есть. Имеется и 4 специальных автомобиля.

Специалисты ДОСААФ готовы пойти навстречу инвалидам, людям, для которых любой отрыв от дома сопряжен с определенными трудностями и неудобствами, тем более если «путешествие» за вожделенным удостоверением затянется месяца на два–три. Слово за социальными работниками Брестчины?

Кстати, до недавнего времени проблемы с обучением инвалидов имелись и в других регионах Беларуси. Но, к примеру, на Минщине и Гродненщине с 2006–го решение их сдвинулось с мертвой точки. Хотя учебный центр, действовавший многие годы под Минском на базе оздоровительного лагеря «Дружба», перестал заниматься обучением инвалидов вождению, специалисты комитета по труду и социальной защите Минского облисполкома нашли выход из положения. Теперь инвалиды, желающие получить водительское удостоверение, обучаются в Вилейке, где центр создан на базе сельскохозяйственного лицея. В 2006 году права получили 20 человек. С 12 февраля к обучению приступила новая группа.

— В этом году на приобретение автомобилей для инвалидов и на их обучение из бюджета Минским облисполкомом выделено 700 миллионов рублей. Мы планируем закупить 70 специализированных машин, пока же готовимся к проведению тендера, — поделилась планами заместитель председателя комитета по труду и социальной защите Мария Горбацевич.

Не отстает от Минщины и Гродненская область. Если в прошлые годы вопросы с обучением здесь решались «точечно» (небольшое количество инвалидов обучалось в Кобрине Брестской области, а сейчас число желающих получить автомобиль и водительское удостоверение идет не на десятки, а на сотни), то с января учебный центр создан на базе Скидельского ГПТУ–199.

— Сейчас для центра переоборудуются три машины «Ока» — на них устанавливается дублирующее управление. С апреля к занятиям приступит группа, в которую вошли инвалиды, стоящие на очереди на получение автомобиля с 1998 года. А на Гродненщине таких 500! Также мы планируем закупить в этом году 41 специализированный автомобиль для льготников и значительно сократить очередь, — рассказал мне начальник отдела управления организации социальной помощи комитета по труду и социальной защите облисполкома Александр Кравченко.

У соседей

Единственная киевская автошкола, занимавшаяся обучением инвалидов, была закрыта как нерентабельная в 2003 году и до сих пор работы своей не возобновила.

В Москве, по количеству населения соизмеримой с Беларусью, существует всего одна автошкола, занимающаяся обучением инвалидов. Очередь инвалидов, желающих получить автомобили с ручным управлением, только в российской столице перевалила за 10 тысяч, а желающих обучаться в автошколе соответственно не намного меньше.

Компетентное мнение

Сергей ДРОЗДОВСКИЙ, председатель центрального совета ОО «Республиканская ассоциация инвалидов–«колясочников»:

— Проблема с обучением инвалидов вождению существует и в Минске. Потому что, в отличие от областных учебных центров, в которых инвалид и учится, и проживает, в столице «колясочники» или люди на протезах и костылях вынуждены ежедневно добираться на улицу Казинца, в автошколу. Не секрет, что многие виды городского транспорта инвалидам недоступны, попасть в них с коляской — проблема. А ездить 1,5 — 2 месяца туда на такси многим просто не по карману. Вот и получается, что центр вроде бы и есть, но пользоваться его услугами накладно.

С оборудованием автомобилей ручным управлением такая же картина. Наша ассоциация нашла несколько предприятий, готовых оказывать услуги по переоборудованию, но... Пройти сертификацию они не могут, потому что в Беларуси до сих пор не существует ГОСТов по ручному управлению. Поэтому, если кто–то что–то и переделывает, делают это, увы, полуподпольно, на кустарном уровне.

А хотелось бы, чтобы у нас переняли опыт Польши и Германии, где специализированные сервисные ателье существуют при салонах обслуживания «Ауди», БМВ, «Мерседеса». Пришел инвалид в такое ателье, выбрал то, что ему надобно, муниципалитет оплатил переоборудование — и все, никаких проблем. И с обучением также. Знаю, что в Литве и Польше обучение инвалидов вождению идет на базе реабилитационных центров. Здесь и поправка здоровья, и обучение, и комфортное проживание. Очень удобно для человека и, наверное, нам этот опыт пора перенять.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter