Стоп-сигнал!

Когда водители маршрутных такси перестанут нарушать ПДД?
...Угрожающе посигналив, шофер вдруг резко вывернул руль, и дрожащая от напряжения «Газель» оказалась на встречной полосе. Сидящая рядом девушка испуганно ойкнула и, увидев стремительно приближающуюся фуру, закрыла глаза руками... Секунда промедления — и завтрашние газеты пестрели бы «кровавыми» заголовками статей о фатальном столкновении маршрутного такси и грузовика... Водитель, к счастью, успел вернуть авто на полагающуюся ему часть дороги...

«30 минут ужаса — и вы дома»

Говоря так о манере своей езды, водители маршруток ничуть не ерничают. Превышение скорости, запрещенные правилами приемы обгона, несоблюдение полосности, движение на красный сигнал светофора, игнорирование робких попыток пешеходов перейти дорогу, провоз «лишних» пассажиров, отсчет сдачи на ходу, «попутные» разговоры по мобильнику, «аварийные» остановки «вон за тем деревом» — без внушительного списка нарушений ни одна поездка в этом виде транспорта не обходится...

Однако далеко не всегда подобные «ралли» на городских улицах счастливо заканчиваются — в этом году только минские маршрутки уже участвовали в 21 аварии, почти три десятка ехавших в них людей угодили в больницы. И, как считает старший инспектор отделения технического надзора УГАИ УВД Миноблисполкома Евгений Гурин, большинство ДТП случается как раз по вине шоферов, а прецедентов, когда причиной столкновения стала бы техническая неисправность автобуса, пока не было. Чтобы удостовериться в серьезности проблемы, мы вместе отправились на диспетчерскую станцию «Боровляны» в поселке Лесной под Минском.

«Мы пресекаем, они нарушают...»

Чтобы не спугнуть «добычу», в ожидании маршруток из столицы мы прячемся за нежно–зелеными кронами деревьев. «Чувство локтя у шоферов — один из главных инстинктов, — вздыхает Гурин. — Сейчас несколько микроавтобусов проверим, водители тут же сообщат о рейде коллегам, и в ближайшие несколько часов здесь ни одна «Газель» не появится». Как в воду глядел...

— Вы медосмотр и техническую проверку автомобиля проходили перед выездом на линию? — в лоб спрашивает Евгений Александрович растерявшегося водителя белого «Форда–Транзит».

— А как иначе? — предъявляет путевой лист с разрешительными отметками шофер Борис Букатин. — Врач измерила давление, специальным приборчиком проверила, не пьян ли. Механик удостоверился, что тормоза и рулевое управление исправны, фары и габаритные огни горят, внешний вид машины опрятен.

Пока Евгений Александрович дотошно изучает документы, я заглядываю в салон: а есть ли здесь молотки для разбивания окон в случае ДТП? Есть! Затребованную проверяющим аптечку шофер без преувеличения минуты три с мученическим выражением лица разыскивал под передним пассажирским сиденьем. Наконец предъявил нам пыльный сверток, на поверку оказавшийся именно ею.

— Плохо, конечно, что аптечка находится в столь недоступном месте, — комментирует Гурин. — Если помощь потребуется самому водителю или же кабина просто деформируется при аварии, пассажиры вряд ли найдут лекарства...

Впрочем, в остановленном нами новехоньком желтом автобусе «Богдан» фирмы–перевозчика «Миндавг» от аптечки и вовсе одно название: из необходимых медикаментов там только бинт, йод и жгут. А в салоне, между прочим, добрая половина пассажиров — пенсионеры, у которых в дороге от жары может подскочить давление или прихватить сердце...

— Неподалеку от одной конечной нашего маршрута поликлиника, рядом со второй — госпиталь, довезу, если что... — самонадеянно отшучивается «рулевой» Алексей Малышев.

Право есть, прав нет

— Та–ак, а где же ваш сертификат о прохождении курсов по управлению автомобилем на газу? — просмотрев предъявленные ему документы, интересуется инспектор у водителя микроавтобуса 1151–го маршрута «Ж/д вокзал — Боровляны» Константина Якубова.

— Дома забыл... — покаянно опустив голову, отвечает он.

Следующее нарушение правил транспортных перевозок Евгений Гурин находит всего минуту спустя. Забравшись в салон микроавтобуса, он пытается изнутри, словно пассажир в аварийной ситуации, распахнуть заднюю дверь, да не тут–то было! Высокому широкоплечему инспектору пришлось секунд тридцать изо всей силы дергать ее заклинившую ручку, прежде чем створка поддалась. Непорядок!

По моей просьбе Константин предъявил книгу замечаний и предложений. Пустота! В смысле, ни замечаний тут вам, ни предложений... А ведь знай пассажиры о невозможности быстрой эвакуации из транспортного средства да вопиющей несобранности шофера и лояльном попустительстве перевозчика — индивидуального предпринимателя Алиева, страницы «жалобной» книги украсились бы десятками записей...

Моя кабина с краю

Напрасно мы снова «мышковались» в зеленой зоне и даже меняли место дислокации, подъехав по шоссе на километр ближе к Минску: водителям хватило десяти минут, чтобы сообщить друг другу об «облаве»... Встретив на остановке ревизоров КУП «Минсктранс», без всякой «фанты» тормозим автобус 113–го городского маршрута. Контролеры тут же обнаруживают несколько безбилетников, а мое внимание привлекает раскачивающаяся под потолком ржавая алюминиевая планка сантиметров сорок длиной. Не будь автобус заполнен едва ли наполовину, она не раз дала бы «подзатыльник» пассажирам.

— Мое дело за дорогой следить, а о техническом состоянии машины механик должен печься! — отрезал водитель 7–го автопарка Юрий Сухотский и вернулся в свою кабину.

... Несмотря на обнаруженные серьезные огрехи и нарушения, Евгений Гурин в день нашего рейда не выписал ни одного штрафа. Водители и владельцы маршрутных такси знают точно: если найденные сотрудником ГАИ недоделки они не устранят буквально на днях, будучи замеченными в прегрешениях еще раз, могут лишиться работы или лицензии — человеческая жизнь слишком дорога, чтобы безответственно относиться к ее сохранению...

Справка «СБ»

Пуще Госавтоинспекции водители и владельцы маршруток боятся только ревизоров транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций. В марте ее сотрудники проверили 2.328 микроавтобусов: ими выявлено 1.311 нарушений, составлено 333 акта, изъяты 92 лицензионные карточки. Только за провоз «зайцев» перевозчики заплатили 8,1 миллиона «штрафных» рублей. Кстати, сами безбилетники к административной ответственности не привлекались.

Прямая речь

— Претензий к маршрутным такси (а их в Минске зарегистрировано 1.336. — О. П.–Г.) у нас немало, — комментирует проблему старший инспектор по агитации и пропаганде ОГАИ Фрунзенского РУВД Дмитрий Язвинский. — Одно из самых частых нарушений — «перекраивание» грузовых микроавтобусов под пассажирские и самовольное увеличение посадочных мест: там, где по техпаспорту сидений должно быть 9, установлено 11 или 12. А ведь зачастую из–за этих перепланировок к аварийному выходу невозможно подобраться! Также нередко из экономии вместо автомобильного стекла вставляют обычное оконное, которое, случись ДТП, может серьезно поранить пассажиров. Кстати, если у ваших читателей появятся предложения и замечания по работе маршруток, милости просим звонить на «горячую линию» управления транспорта и связи Мингорисполкома: тел.: 219–75–37 и 219–75–23.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter