Стоп – пособиям для иждивенцев

Как-то в командировке в Оршанском районе наблюдала сцену «воспитательной» беседы специалиста по труду, занятости и социальной защите с семьей безработных

Как-то в командировке в Оршанском районе наблюдала сцену «воспитательной» беседы специалиста по труду, занятости и социальной защите с семьей безработных. Сельчане, муж и жена вполне трудоспособного возраста, воспитывающие двоих детей, пришли требовать адресную социальную помощь. Мол, находятся в тяжелой ситуации: из всех доходов — лишь пособие на младшего ребенка до трех лет и родительские пенсии. И это при том, что в СПК, на территории которого находится их деревня, явный недостаток рабочих рук.

В сельхозорганизацию, впрочем, муж с женой не спешат. Говорят, уже несколько раз устраивались, да долго не задерживались: работа на земле тяжелая, размер зарплаты не устраивает. Вот и живут за счет стариков. Благо и мать, и отец пенсию получают. Летом родители грибы-ягоды в лесу собирают, а сын на трассе продает. Такой заработок ему больше по вкусу: и самому спину гнуть не надо, и приличные для него «бабки» в момент «срубить» можно. А вот зимой — самое время вспомнить о государстве, чтобы оно помощь «нуждающимся» оказало.

А вот и результаты опросов, проводимых специалистами среди малообеспеченных: более 52 процентов из них предпочитают экономить, снижая уровень расходов, 12 процентов рассчитывают на помощь родственников или друзей и только чуть больше трети стараются повысить свои доходы. Что это, сознательная позиция иждивенчества?

Тенденция «потуже затянуть пояса» или сесть на шею родственникам, вместо того, чтобы как следует потрудиться, не может не беспокоить. И, надо сказать, проблема такая остра не только на селе, но и в городе. Причем не только среди так называемых асоциальных личностей и тех, кто «дружит» с бутылкой.

Между тем жизнь показывает, а эксперты подтверждают — выход из трудных ситуаций чаще всего в руках самого человека. Конечно, он вправе рассчитывать на помощь социальных служб и общественных организаций. Но она все же должна быть шире, чем обычная выплата пособий и предоставление льгот, и носить дифференцированный характер. Если для одиноких пенсионеров подходят адресная помощь и оказание социальных услуг на дому, а многодетным семьям, кроме такой подмоги, — жилищные субсидии и оздоровление детей, то выпускникам домов-интернатов подойдет, например, помощь в трудоустройстве или профориентации, в развитии навыков самостоятельного решения проблем и ведения домашнего хозяйства.

Возникает противоречие: с одной стороны, государство обязано заботиться о малообеспеченных. С другой, следить за тем, чтобы некоторые из них не перешли в разряд иждивенцев, полагаясь только на пособия. Именно поэтому параллельно с введением законодательных актов о соцзащите социально уязвимых категорий, государство старается находить новые формы работы, позволяющие предупреждать развитие иждивенчества.

Так, с 1 января 2014 года вступил в силу указ «О некоторых вопросах регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги и внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь», который, помимо прочего, усовершенствовал действующее законодательство в сфере государственной адресной социальной помощи. Теперь, к примеру, при вынесении решения о предоставлении ежемесячного пособия или обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни для трудоспособных членов семьи при необходимости будет разрабатываться план по самостоятельному улучшению материального положения. И если при следующем обращении в органы соцзащиты за пособием окажется, что семья не приняла никаких мер по выполнению этого плана, не исключено, что в помощи ей откажут.

Эта мера, надеются специалисты, должна подтолкнуть любителей поживиться за государственный счет к поиску других способов заработка. Главное — чтобы они были законными и более достойными, чем паразитирование на пособиях или доброте родственников.

Юлия БОЛЬШАКОВА, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter