Как покупатели авто в России и Беларуси стали заложниками проблем на мировом рынке

Стоп, машина

Ноябрьская новость о том, что покупатели из России не могут приобрести легковые автомобили у белорусских дилеров, если и удивила многоопытных экспертов авторынка, то несильно. 

Подчас спрос на авто в разных концах Союзного государства бывает диаметрально противоположным.
АРКАДИЙ КОЛЫБАЛОВ

Ибо и причина обращения российских потребителей к соседям по Союзному государству лежит на поверхности, и реакция белорусских бизнесменов на возросший спрос, если разобраться, вполне понятна. Хотя с точки зрения законодательства о защите прав потребителя вопросы остаются. Впрочем, обо всем по порядку.

На российском авторынке в этом году образовался дефицит новых автомобилей. При повышенном спросе на средства передвижения (в январе — сентябре 2021 года в РФ продано 1162 тысячи легковушек — на 14,2 процента больше, чем за аналогичный период минувшего года) производители не готовы обеспечить рынок свежей продукцией в полном объеме. 

Причина, кажется, ясна: из‑за локдауна, вызванного пандемией коронавируса, не все смежники справляются с поставками комплектующих. Как результат — жалобы от потребителей: мол, дилеры пользуются ситуацией и навязывают при покупке машины дополнительные и ненужные опции. Не согласен? Ходи пешком. Тем временем у белорусских дилеров по‑прежнему можно купить авто без кабальных наценок и по рекомендованным производителями ценам. Более того, техника отдельных марок дешевле, нежели в России, в частности из‑за разницы в начислении НДС. 

Однако есть одно важное но — совершить покупку можно лишь клиентам с белорусским паспортом. Кажется, с чего бы это? В Союзном государстве ведь живем. Наиболее близкие к теме журналисты профильных СМИ оперативно выяснили подноготную несговорчивости белорусских продавцов. Некоторые из опрошенных продавцов ссылаются на негласные договоренности с российскими коллегами, согласно которым россиянам продавать машины нельзя. Де‑юре подобное обоснование, конечно, не выдерживает критики, но чего только в жизни не бывает... 

С точки зрения российских и белорусских законов о защите прав потребителей действия дилеров вызывают вопросы.
PHOTOXPRESS

Есть, правда, альтернатива. Дилеры рекомендуют следующее: клиент оформляет машину в Беларуси, допустим, на родственников с местным гражданством или видом на жительство либо на местную организацию, а затем переоформляет ее на себя и возвращается на авто в Россию. Озвучена дилерами и еще одна проблема — якобы возникающие сложности с регистрацией автомобиля уже в РФ. В Беларуси пока нет электронного паспорта транспортного средства (ПТС) — только бумажный документ, и из‑за этой нестыковки в некоторых регионах у новоиспеченных владельцев транспортных средств возникают проблемы. Словом, не приобретение, а целый квест.

С точки зрения российских и белорусских законов о защите прав потребителей действия дилеров из обоих государств вызывают вопросы. Хотя бы потому, что строжайше запрещено обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) — это к вопросу о навязывании дополнительных опций. Есть сомнения и по поводу законности отказа продавца реализовать автомобиль гражданину другого государства. Впрочем, покупателям, как правило, не до юридических хитросплетений — пусть с этим разбираются соответствующие специалисты. Что касается бизнес‑логики, то она, по мнению эксперта в области автобизнеса Андрея Юшкевича, в действиях белорусских дилеров присутствует:

— Большинство автопроизводителей предпочитает регулировать потоки продаж. Отсюда и желание сохранять регион реализации товаров. Думаю, прямого запрета на продажу машин никто не дает, но рекомендации имеют место. И к ним принято прислушиваться, если хочешь в будущем получать автомобили в достаточном количестве и по приемлемым для твоего региона ценам.

По мнению эксперта, не будь в мировом автопроме проблем, вызванных коронавирусными ограничениями, ситуации, подобной той, что мы наблюдаем на авторынке России и Беларуси сегодня, скорее всего, не возникло бы. Впрочем, время от времени спрос на автомобильную технику в разных концах Союзного государства бывает диаметрально противоположным. Как, например, в 2014 году, когда белорусам сыграла на руку девальвация российского рубля по отношению к иностранной валюте. Тогда цены на автомобили в шоу‑румах РФ стали для соседей очень привлекательными. Возник даже отдельный вид автобизнеса — пригон авто из России. В 2014 году белорусы ввезли около 25 тысяч новых автомобилей, еще столько же удалось продать местным дилерам. В итоге рост рынка составил внушительные 73 процента! 

Сейчас же ситуация иная — налицо падение производства в результате нехватки электронных компонентов на мировом рынке. Вот и аналитическое агентство «АВТОСТАТ» недавно констатировало, что в Европе продажи легковых автомобилей по итогам октября снизились на 29,3 процента и составили 798 693 машины. Как отмечают в Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), это худший результат за октябрь в истории европейского авторынка. При этом отрицательная динамика зафиксирована четвертый месяц подряд, что обусловлено продолжающимися перебоями в поставках новых автомобилей из‑за нехватки полупроводников для их производства.

Автомобильные эксперты сегодня не склонны к напускному оптимизму. Скромные запасы техники у автодилеров и растущие цены на машины практически всех моделей и марок — наша новая реальность, с которой предстоит мириться как минимум еще весь следующий год. А это значит, что метания потенциальных покупателей между автосалонами России и Беларуси — явление скорее хаотичное и уж точно временное: цены на легковушки многих популярных марок в ближайшее время вряд ли изменятся в меньшую сторону. 

В этой ситуации, кстати, хорошие позиции у китайских производителей: у них есть запас комплектующих, к тому же им проще организовать поставки.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter