БелЖД упразднит купейные и плацкартные места?

Стоп-кран для спального вагона

Полемика вокруг планов БелЖД упразднить купейные и плацкартные места
Пассажирам всегда есть о чем посудачить, убивая время в ожидании своей станции. Но эта тема особенно подходит для дискуссии под стук колес. Ведь, как стало известно, Белорусская железная дорога задумала распрощаться с плацкартой и купе. «Мы вообще планируем изменить логистику перевозок пассажиров в стране. Мы не такая большая страна территориально, чтобы возить вагонами, составленными из спальных», — заявил на пресс–конференции первый заместитель начальника пассажирской службы управления Белорусской железной дороги Андрей Кашко. По его словам, повышая скорости движения, БелЖД будет внедрять новый моторвагонный подвижной состав с определенным уровнем комфорта, как это делается в Европе.

По идее, такое заявление должно сопровождаться бурными и продолжительными аплодисментами пассажиров. Однако перспектива прощания с привычными для нас стандартами вдохновила не всех. К примеру, один из авторов «Спор–клуба» задал своему оппоненту несколько каверзных вопросов (адресованы они, кстати, и руководству БелЖД). Всегда ли стоит переводить европейский опыт на наши, так скажем, самобытные рельсы? Не влетит ли нам в копеечку будущая пересадка с полок на сиденья? Так ли уж морально устарели спальные места и намного ли комфортнее еврокресла?


Надеемся, уважаемые наши попутчики, вы найдете в этом выпуске полемической рубрики ответы на любой из этих вопросов. А потом, возможно, подобно проводникам, пожелаете добавить в монологи журналистов «СБ» еще кипяточку. Предлагаем в таком случае занимать свои места на форуме сайта www. sb.by Пусть вашими «билетами» станут ценные идеи!

А я лягу-прилягу



Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ
У меня есть подозрение: наверное, железнодорожники издавна завидуют авиаторам. Мечтают если не вознестись, как летчики, в заоблачные дали, то хотя бы обрести примерно такой же дар экспресс–доставки пассажиров. Так, чтобы обходиться без скрежета, толчков и поклонов всем подряд городкам и полустанкам. Пока не получается, но процесс придания железнодорожным составам анатомии воздушных лайнеров уже начался. «Эй вы, там, наверху, мы тоже придадим всем вертикальное положение!» — властелины стальных магистралей, кажется, бросают вызов покорителям небес.

Когда попадаю в сидячий вагон, чувствую себя пассажиром самолета. Но я–то не просил! Другое дело — плацкарта, купе... На полке могу устраиваться, как мне за мои деньги заблагорассудится. Способен даже с верхней полки свесить ноги, а то и голову. А в детстве, оккупируя купе, с удовольствием заползал под самый потолок — в гости к чемоданам. Хорошо–то как — жевать за столиком помидор, глядя в окно на тучные стада! Рубиться в подкидного дурака. Погружаться в чертоги разума, разгадывая чайнворды. Заплатив за белье, засыпать под «ту–ту». Все как в песне Сергея Данилова: «Как тесен мир плацкартного купе, / Где на столе консервы, хлеб и чай. / Тебе помогут снять рюкзак с плеча / И не дадут скучать, / А поезд будет мчать, / Колесами стуча».

Вот, Роман, послушай мнение кандидата философских наук Рустема Вахитова. Его слова объясняют тревогу мне подобных за судьбу старых добрых «лежачих» вагонов: «Известно, что представления о комфорте зависят от очень многих факторов, в том числе от национальной психологии и традиции. Как говорится, что немцу комфортно, то русскому — мучение. На интернет–форумах часто встречаются сообщения русских эмигрантов, живущих в Европе, которые с тоской вспоминают советский плацкарт и готовы даже простить ему множество недостатков за одну деталь, которая необходима для душевного комфорта нашего человека. Речь о возможности общаться во время путешествия, говорить по душам за чашечкой чая с соседями по вагону. Сама конструкция западных вагонов затрудняет такого рода общение, что опять–таки понятно: западные люди — индивидуалисты, и им как раз общаться не хочется. Конструкция же плацкарта не просто не исключает, а предполагает общение пассажиров и взаимопомощь между ними».

Так что не по жареной курице и вареному вкрутую яйцу я тоскую, защищая плацкарту и купе. По целой субкультуре. Пусть и на несколько часов, ты окунаешься в неформальное объединение пассажиров, получая прививку от социопатии, пополняя багаж знаний о людях. В жизни пригодится! Ведь вовсе не Фейсбук, ВКонтакте, Одноклассники, а железнодорожные пути, огромная паутина из рельсов и шпал — вот истинная социальная сеть! В этом всякий раз убеждаюсь, общаясь с попутчиками в плацкартах, купе. Увы, такой же роскоши человеческого общения мы лишены в поездах европейского типа. В них ведь, как в метро. Все напряжены, постоянно находятся в поисках удобной позы. У взрослых затекают ноги, детишки уже через час–другой начинают каждую минуту ныть: «Когда приедем к бабушке? А скоро нас встретит поросенок?» Вопросы, как говорится, риторические... Вот в купе бы от них отвлекли игры в прятки, скалолазов. Однако в «продвинутом» вагоне с креслами малышам не развернуться... Дискомфорт испытывают и родители с младенцами, и пожилые люди, у которых то поясницу прихватит, то им вздремнуть не удается. А если раннее утро? А поздний вечер? Глаза по привычке ищут полку — хоть боковую, хоть верхнюю, хоть возле туалета. Тщетно.

Вспоминаю автобиографическую «Охранную грамоту» Бориса Пастернака: «Откидные полати в третьем классе заведены только у нас в России, за границей же за дешевое передвиженье приходится отдуваться ночами, клюя носом вчетвером на глубоко выбранной и разделенной подлокотниками скамейке. Хотя на этот раз обе лавки отделенья были к моим услугам, мне было не до сна».

«Будет как в Европе», — обещают руководители железной дороги. Дескать, в так называемых цивилизованных странах нет плацкартных вагонов и пассажирствующий народ премного доволен. Но постой, паровоз, не стучите колеса! Аналоги плацкарты есть в Германии, Италии, Австрии, Греции. Правда, по комфорту нашим «спальным» вагонам они значительно уступают. А вот на БелЖД, по моим наблюдениям, даже самые бюджетные плацкарты становятся все удобнее и уютнее. Почти пять часов моего недавнего путешествия до Минска на поезде Гродно — Москва пролетели без тягот и лишений. Попутчики–москвичи не скрывали зависти и не скупились на комплименты в адрес белорусской «чыгункi»: «Вы сохранили лучшее, что было при СССР, а потом модернизировали по евростандартам». Так что от добра добра не ищут. Надо совершенствовать наработанное — без шока для клиентов–пассажиров, уважая сложившиеся традиции.

spetsnaz@sb.by

Хватит жить лежа!



Роман РУДЬ
Встречал я, Андрей, таких же людей. О, почти стихи! Хотя ничего поэтического в ваших ностальгических вздохах нет. Сквозит от них нафталиновой тоской по комфорту разношенных тапочек. Вроде совсем уж развалились древние шлепанцы, даже мусор выносить в них зазорно, соседи засмеют... А поди ж ты, не выбрасываете эту рухлядь. Потому что растянулись по ноге за долгие–то годы. Пускай стыдно, зато удобно. Так бы и таскался всю жизнь, шлепая полуоторванной подошвой. Или вот взять дедушкины чоботы, чуни... А то и лапти: где вода втекла, там и вытекла. Комфорт и верность традициям! Но, к счастью, любовь к подобному антиквариату распространяется только на ваш личный гардероб. К большим государственным делам любителей посконных привычек и кондовых ценностей не допускают. Потому что государству (и людям, в нем проживающим) сегодня все больше требуются темп, мобильность, рационализм и практичность. Желательно недорого.

Но соответствует ли этим современным стандартам наличие спальных вагонов в белорусских поездах? Положа руку на проездной документ, отвечу однозначно: нет. Манера ездить лежа досталась нам в наследство от огромных территорий СССР, когда людям действительно приходилось дневать и ночевать в поездах. Это вредная привычка, от которой давно пора избавляться. К чему есть несколько весомых, на мой взгляд, поводов.

Действительно, расстояния, которые нам приходится преодолевать по стране, уже не требуют обязательного ночлега. Пять часов от Минска до Гомеля? Шесть — до Гродно? Выспаться все равно не успеешь. К тому же современные поезда с сидячими местами ходят, как правило, быстрее старинных, еще советского производства. Может быть, ты не помнишь, Андрей, но было время, когда и в Брест люди ездили только в плацкартных да купейных вагонах. Пять часов с лишним. Но уже много лет, с введением электропоездов региональных линий бизнес–класса, долетают туда за 3,5 часа, сидя в комфортных креслах. И никто не жалуется на невозможность выставить в проход усталые ноги в еще более «усталых» носках.

К слову, о запахах. Я и сам в малолетстве по шесть дней путешествовал из Иркутска в Минск. Можно сказать, кусок жизни проживал лежа. Тогда даже поездка в купе не спасала от миазмов немытых тел, курева и перегара. И от опасных попутчиков в татуировках, один из которых грохнулся с верхней полки на наш стол с чаем в знаменитых подстаканниках. Звону и крику было!..

Я уж не вспоминаю в подробностях про такое вселенское зло, как плацкартные вагоны. Их бы давно запретил из чистого человеколюбия. Ну не должны уважающие себя граждане прилюдно раздеваться и столь же демонстративно храпеть. Не то место, не то время. Транспортный коллективизм, точнее, коллективное бесстыдство такого рода обязано остаться в прошлом. Куда давно отошли переселенческие «столыпинские» вагоны и легендарные теплушки, отлично пригодные для массовой переброски войск, но совершенно нелепые в эпоху мирных гражданских перевозок. Нынешний интеллигентный пассажир уткнется в смартфон или планшет, да и проделает весь путь, даже не заметив преодоленного расстояния. И сэкономит на постельном белье.

А железная дорога заработает на увеличении пассажиропотока. Там, где сегодня перевозится только твоя горизонтально расположенная тушка, можно поставить три удобных кресла. Значит, на два человека больше смогут вовремя приехать на нужную им станцию, не дожидаясь следующего поезда. Разве тебе самому не приходилось кусать локти, столкнувшись с отсутствием билетов? Убежден: в тех случаях ты был бы готов ехать даже стоя, лишь бы не терять драгоценное время. Теперь же шансы вовремя попасть из пункта А в пункт Б значительно увеличатся.

Я уверен, что от пережитка спальных вагонов мы отвыкнем с той же легкостью, с которой почти не заметили отключения проводного радио. Советская система поквартирного радиовещания — дорогое удовольствие на старом оборудовании, требующем недешевого ремонта. К тому же и бесполезное, в то время как цифровые станции вещают почти из каждого утюга. Ты и сам знаешь, что точки подключения проводного радио во многих квартирах давно спрятались под обоями, но люди продолжали за них платить каждый месяц. Не глупое ли расточительство? Примерно такая же ситуация со спальными местами в вагонах. Если расстояния внутри страны позволяют обойтись без них, то к чему платить за излишний и весьма спорный комфорт?

В Европе, раз уж ты на нее киваешь, спальные, то есть т.н. ночные поезда ходят редко–редко. Да и когда спать, если, например, всю Голландию можно пересечь поперек за 4,5 часа? Вот и у нас, на мой взгляд, матрацы и наволочки следует оставить только для поездов дальнего следования. То есть для небольшой группы людей, страдающих аэрофобией. Большинство же, мне кажется, на больших расстояниях предпочтет самолет. Пускай и без сомнительной роскоши задать храпака...

rud@sb.by

Советская Белоруссия № 155 (25037). Суббота, 13 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter