Стоп, кран!

Почему падает вертикальный транспорт
{PHOTO}Есть краны гусеничные. Есть башенные, мостовые, железнодорожные, стреловые самоходные... А есть такие, которые не упоминаются ни в одной классификации. Назвать их по аналогии с краном башенным (КБ) можно КОБами. Расшифрую: КОБ (кран «обезбашенный») — вид вертикального строительного транспорта, управляемый машинистом... в состоянии алкогольного опьянения. Специалисты бьют тревогу: в последнее время КОБов на наших стройках все больше.

Хроника пьяных катастроф

17 апреля 2006 г., Гомель.

Гусеничный кран работал на главной площади города. Машинист нарушил инструкцию по эксплуатации крана (перемещался с поднятым на стреле грузом), в результате стрела обломилась и упала на троллейбус. Чудом обошлось без жертв. Крановщик был «без башни», т.е. пьян, и, как предполагают специалисты, допустил к управлению «посторонних лиц».

5 июля 2006 г., Минск.

Упал кран РДК–25, который работал на строительстве жилого дома во 2–м Измайловском переулке. Из–за неквалифицированных действий машиниста, который начал манипулировать башней, она переломилась. Упала на здание, где располагались офисные помещения, пробила потолок. Причина ЧП все та же: машинист был сильно пьян (1,93 промилле алкоголя в крови). Предприятие предъявило ему иск на сумму около 5 миллионов рублей.

2 августа 2006 г., Заславль.

В ночь перед работой машинис
т крана КБ–405, бывший десантник, отмечал свой профессиональный праздник — День десантников. На следующий день он вышел на работу — строительство десятиэтажного дома. Работы на объекте были практически завершены. Машинист 40–метровой махины (ее вес — около 115 тонн) забрался в кабину и, манипулируя рычагами, начал перемещать на весу бадью с мусором. Рабочие кидали в нее строительный хлам. Кран двигался по рельсам, но вдруг резко ускорился, сбил тупиковые упоры и рухнул на проезжую часть, повредив канатами припаркованную машину. Машинист погиб.

Об этом случае написала недавно «СБ». Версий произошедшего тогда было множество: размытый грунт под рельсами, технические неисправности в устройстве крана... Все оказалось банальнее: в крови погибшего машиниста нашли 2,9 промилле алкоголя, т.е. он был мертвецки пьян (доза эквивалентна одной бутылке водки). На автопилоте парень дотащился до своего крана, а там... сознание отключилось. Снова помог счастливый случай: на улице в тот момент было пусто, в ином случае жертв могло быть гораздо больше.

Нарушая хронологию, приведу еще три характерных случая, связанных с КОБами.

24 января 2002 г., Любань.

Упал башенный кран. Машинист пытался выгрузить за один прием лесовоз и в 2 раза перегрузил кран. При этом сознательно отключил систему контроля, которая блокирует механизм при перегрузке. После того как машинисту стало ясно, что дело плохо, он быстренько побежал домой и налил себе стопочку. Потом оправдывался: мол, решил стресс снять. А до этого — ни–ни.

2002 г., Минск.

При строительстве корпуса БНТУ в центре города пьяный машинист не справился с управлением и «уронил» ящик с раствором в... читальный зал. Там по счастливой случайности не оказалось студентов. Столы вынесли в другое помещение за несколько часов до аварии. Машинист с места преступления скрылся, найти его в течение нескольких суток не удавалось. То, что он был пьян, подтвердили свидетели.

1 сентября 2004 г., Солигорск.

Рухнул гусеничный кран МКГ–25. Машинист перегрузил его в полтора раза выше нормы. После совершенного злодеяния горе–работник скрылся. Найти его не могли два дня. Скорее всего, он был пьян.


Это лишь краткая хроника ката
строф, вызванных грубейшими нарушениями трудовой дисциплины. По словам Валерия Станкевича, заместителя начальника минского управления Проматомнадзора, только в 2002 году из 9 ЧП, связанных с кранами, 6 произошли «по пьяни». Эту статистику можно считать характерной. Задумайтесь: треть аварий учиняют любители выпить!

— К сожалению, многие руководители предприятий скрывают, что их работники были пьяны, а поэтому напортачили, — говорит Валерий Станкевич. — Не зря ведь некоторые провинившиеся крановщики неожиданно исчезают на несколько дней. Если факт пьянства на рабочем месте будет доказан, последствия для руководителей организаций будут гораздо серьезнее.

Машинистов–пьяниц (если не было тяжких последствий, т.е. человеческих жертв) можно покарать лишь рублем. Сотрудники Проматомнадзора как–то попытались обратиться в Любанскую прокуратуру с просьбой наказать одного горе–крановщика строже, но получили в ответ: «Если бы виновным был мастер или начальник цеха, тогда можно и наказать. А так — чего простого работягу трогать?»

Прокуратура вступает в дело там, где есть человеческие жертвы. Разбирательство последней аварии в Заславле уже завершено. Комиссия по расследованию определила круг лиц, допустивших грубые нарушения правил безопасности: это — сам крановщик, прораб на стройке, а также начальник участка в Минске, в подчинении которого находился погибший машинист. Документы переданы в суд и скоро провинившиеся будут наказаны. Казалось бы: другим наука! Но...

— Бороться с пьянством нужно комплексно, — рассуждает Валерий Станкевич. Этим должны заниматься наниматели, министерства, ведомства. — Каждый год кого–то наказывают, но аварий от этого не становится меньше. Сегодня упал один кран, завтра — второй. Люди могут подумать: закономерность! Этого допустить нельзя.

Где же выход? У подножия крановой башни можно повесить портативный алкотестер, в кабине установить спиртовую сигнализацию. Звучит нелепо, но ведь и специалисты пока не знают конкретного рецепта, как можно остановить «пьяный кранопад». А сделать это необходимо. Иначе уже в следующий раз падение стального гиганта может привести к еще более тяжелым последствиям.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter