Стоп-кадр для палаты

Знаете, что журналисты окрестили «большим братом»? Системы видеонаблюдения в больницах! Под их неусыпным «оком» только начинают работать крупнейшие больницы...
Знаете, что журналисты окрестили «большим братом»? Системы видеонаблюдения в больницах! Под их неусыпным «оком» только начинают работать крупнейшие больницы. Результат? Недоразумений в приемных отделениях сразу стало меньше, дилемма «бороться за жизнь пациента или защищаться от него?» снимается с повестки дня. В Беларуси решение оснастить клиники видеонаблюдением и постами охраны было принято еще в 2001 году. Первые камеры слежения тогда же впервые заработали в 9–й минской городской клинической больнице. Но они, считают наши медики, призваны не столько следить за скандалистами, сколько надзирать за порядком в общем и целом. Блюсти безопасность. Ну а то, что кляуз и стычек на территории клиники заметно поубавилось, незапланированный, хотя и отрадный «попутный эффект».

Сколько я ни пыталась обнаружить видеокамеру у окошка экстренного приемного отделения — не смогла. Вот она, картинка, на дежурном мониторе, но из какой точки ведется съемка «фильма»? Заместитель главного врача Анатолий Насуто лишь плечами пожал: «Секрет». Посетители, естественно, в курсе, что попадают в кадр и что все их слова тоже записываются, об этом честно предупреждает объявление. Таких «киноплощадок» в больнице — 11. Большинство прежде пользовалось репутацией «злачных мест» — перемычка под оперблоком, магазин на территории клиники, фойе, клумбы, которые не успевали засаживать цветами (все опустошали «несуны»). Но самая «горячая точка» — конечно, приемное отделение, средоточие эмоций и боли. В «девятку» больных поступает больше, чем в знаменитый институт Склифосовского, — около 90 тысяч за год! Случается, что и 380 человек за сутки! После гуляний на прошлый Новый год всего за два часа сюда обратился 91 пациент под хмельком. При таком столпотворении произойти может всякое, однако любое ЧП, крупное или малое, круглосуточно отслеживают три камеры (а с ними и охранник на посту).

— Видеозаписи хранятся в памяти три месяца, а все инциденты записываются отдельно еще и в архив, в виде отдельного фильма. За прошлый год, смотрите, их 10, — щелкает «мышкой» инженер–программист больницы Андрей Малолеткин.

На самом деле за все 6 лет видеонаблюдения Анатолий Насуто припомнил лишь 3 серьезных конфликта, когда доказывать разбуянившимся пациентам, что они не правы, пришлось при помощи беспристрастного «цифрового свидетеля». Подводят людей амбиции и дурное воспитание: сами же нагрубили, а строчат жалобу, да еще и грозят на прощание — мол, теперь покрутитесь! Раньше медики, скорее всего, молча проглотили бы обиду, а теперь нет: видео– и аудиозапись — документ, с ним не поспоришь. Но чаще камеры помогают разбираться в делах совсем не больничных — кто из автовладельцев кого «боднул» на местной стоянке, к примеру. А иной раз Андрей Малолеткин по просьбе милиции становится почти детективом. Как неделю назад, когда благодаря видеозаписи в рекордные сроки был задержан дебошир, прокравшийся на территорию клиники, но «засветившийся» на входе. Со своей же главной задачей камеры справляются на «отлично» — дисциплинируют и пациентов, и персонал. Краснеть ведь за себя потом, постфактум, никому не хочется!

В центре знаменитого детского доктора Рошаля «большой брат» — не просто большой, а гигантский: 93 камеры! «Это понятно: за детьми надо смотреть в оба. Но нам такого количества видеокамер и не требуется, — замечает Анатолий Насуто. — Во–первых, в каждый угол, в каждый закоулок их не поставишь — с экономической точки зрения неоправданно. Во–вторых, в кабинетах, в смотровых это просто некорректно в отношении пациентов. А в–третьих, думаю, важно не установить видеонаблюдение само по себе, а создать общую систему нетерпимости к безобразиям. Скажем, в нашей больнице 6 постов охраны. Мы первыми в Беларуси ввели у себя и экстренную связь — радиотелефоны, они не только имеются у администрации, заведующих отделениями, но и выдаются всей дежурной смене, которая принимает больных. Поступил тяжелый пациент — об этом становится известно молниеносно. То есть можно в любой момент отследить всю цепочку медицинской помощи, любую нештатную ситуацию. Кроме того, мы изначально спланировали систему наблюдения так, чтобы ее возможности можно было наращивать. Возникнет необходимость — поставим дополнительные камеры». Медики считают: не суть важно, что или кто — видеонаблюдение, сотрудник охраны или работник больницы — первым обнаружит непорядок и забьет тревогу. Главное — чтобы «система нетерпимости» сработала. Ведь «нетерпимость» сегодня — понятие не абстрактное. В прошлом году впервые в истории 9–й больницы призвали к ответу 19–летнюю пациентку, которая в состоянии алкогольного опьянения ни с того ни с сего ударила медсестру. Вопрос — замалчивать ли этот факт? — не стоял. За медсестру клиника встала горой, а хулиганка осуждена к 1,5 года лишения свободы.

Кстати

В Минске системами видеонаблюдения оснащены еще пять клиник — 4–я, 6–я, 10–я, 3–я, БСМП, а также Республиканский центр медицинской реабилитации и бальнеолечения. Эта новация появляется в каждой больнице, вступающей в строй после реконструкции, в том числе и в регионах. Например, в Гродненской БСМП видеонаблюдение позволяет постовой медсестре следить за состоянием пациентов в 5 боксах.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter