Стоп-фонд Или кто подставил Президента?

Споры-разговоры вокруг Стабилизационного фонда могли бы, наверное, уже набить оскомину. Министр финансов РФ Алексей Кудрин утверждает, что этот институт необходим для снижения показателей текущей инфляции, его многочисленные оппоненты возражают, что создавать таких размеров «кубышки на черный день» в условиях, когда экономика страны задыхается от нехватки инвестиций, когда падает уровень жизни населения, – либо недомыслие, либо, напротив, злой умысел.

В своем бюджетном Послании от 9 марта Президент Путин вроде бы расставил все точки над i: «Механизмы и принципы, заложенные при принятии решения о создании Стабилизационного фонда Российской Федерации, оправдали себя с точки зрения решения задачи финансовой стабилизации. Были снижены риски, связанные с притоком сверхдоходов от экспорта углеводородного сырья: избыточного повышения реального эффективного курса рубля, дополнительной инфляции и роста публичных обязательств, не подкрепленных долгосрочными источниками доходов».
То есть прав оказался кандидат экономических наук Кудрин, а не его оппоненты, увешанные звонкими академическими регалиями. Что ж, пустая бочка шибче гремит, бытие определяет сознание, а практика – критерий истины.
И чтобы ни у кого никаких сомнений не оставалось, Президент добавил: «При уменьшении необходимости стерилизации избыточного денежного предложения в целях стабилизации макроэкономических показателей на первый план выходит задача обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен. Для этих целей Стабилизационный фонд Российской Федерации необходимо преобразовать в Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Резервный фонд должен обеспечивать расходы бюджета в случае значительного снижения цен на нефть в среднесрочной перспективе. Объем Резервного фонда, а также объем доходов от нефти и газа, используемых для финансирования расходов федерального бюджета, необходимо законодательно зафиксировать в процентном отношении к валовому внутреннему продукту, предусмотрев при этом трехлетний период для перехода к новым принципам управления нефтегазовыми доходами. Фонд будущих поколений должен аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для финансирования расходов федерального бюджета». Обычно наш Президент, тоже имеющий ученую степень кандидата экономических наук, изъясняется гораздо проще и доходчивее. Такие запутанные и сложные фразы – явно не его стиль. Похоже, что эту часть Послания готовили именно в Минфине. Но будем исходить из того, что есть…
Первое. «Уменьшение необходимости стерилизации избыточного денежного предложения».

Дмитрий ЛЬВОВ, академик РАН: «Стабилизационный фонд – это отвлечение государством ресурсов из экономики. Минфин стерилизует доллары, которые мы получаем от экспорта нашего сырья, стерилизует их как мартовских котов».

То есть денег у нас в России действительно просто некуда девать – денежное предложение избыточное. Хорошо, но почему в таком случае суммарная, внешняя и внутренняя, задолженность российских предприятий (корпоративная задолженность) растет темпами, опережающими даже гигантский рост Стабфонда? Если не верите, можно сравнить цифры. С 1177 млрд рублей в 2001 году она возросла до 6256,8 млрд рублей к 1 июля 2006 года, т.е. более чем в пять раз! В долларовом эквиваленте, с учетом укрепления рубля, цифры будут выглядеть еще более внушительно: с $36,6 млрд до $231,7 млрд. При этом долг частного сектора нерезидентам, по данным Центробанка, за тот же период возрос почти в 7 раз, с $31,4 млрд до $209,2 млрд. Только за первую половину 2006 года он увеличился на $33,9 млрд – по сравнению с $49,5 млрд за весь 2005 год. Объем же Стабфонда на 1 марта этого года – рекордный! – составил всего лишь 2708,8 млрд рублей, практически в 2,3 раза ниже суммарного объема корпоративной задолженности. Почему, спрашивается, наши «естественные монополии», корпорации с государственным участием, главные и первоклассные заемщики финансовых ресурсов, идут за кредитами на Запад, получая их в лучшем случае под 10-11-12% годовых? А средства Стабфонда размещаются на том же Западе под 5-6% годовых? Вот это и называется «избыточным денежным предложением».
Второе. «Задача обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен».

Евгений ЯСИН, научный руководитель Высшей школы экономики, министр экономики РФ в ноябре 1994 – апреле 1997 года: «Мы как бы уходим от Стабилизационного фонда по форме, но не уходим от него по содержанию».

То есть бюджетные расходы – отдельно, а сырьевые цены – отдельно. Независимо друг от друга. Однако в этой фразе, судя по всему, пропущено одно ключевое слово: имелась в виду не просто конъюнктура, а текущая конъюнктура сырьевых цен. Ведь в нынешнем российском бюджете доходная часть более чем наполовину (в 2006 году – на 52,2%) формируется за счет поступлений от продажи нефти и газа. Понятно, что расходы финансируются в том числе и из этих доходов – а как иначе? Другое дело, что в бюджет зачисляются суммы, исходящие из установленной тем же Минфином «цены отсечения», а вовсе не реальной рыночной цены на энергоносители. С 1 февраля 2006 года эта «цена отсечения» по нефти равнялась $27 за баррель – при среднегодовой цене «черного золота» марки Brent DTD на лондонской бирже ICE $66,05 за баррель (российские сорта Urals и – с ноября – REBCO традиционно торгуются на $2-3 дешевле). Налоги, взимаемые с экспортных продаж нефти выше «цены отсечения», собственно, и складируются в Стабфонде. В этом смысле бюджетные расходы и сегодня не зависят от конъюнктуры сырьевых цен. А уж если цены на нефть и газ когда-нибудь упадут ниже «цены отсечения», тогда-то и придется финансировать бюджетные расходы из накоплений предыдущих лет – то есть использовать в будущем средства, накопленные благодаря нынешней высокой конъюнктуре. Вот это и называется «независимостью».
Третье. «Стабилизационный фонд Российской Федерации необходимо преобразовать в Резервный фонд и Фонд будущих поколений».
Алексей КУДРИН, министр финансов РФ: «Размеры Резервного фонда должны быть на уровне 7-13,5% ВВП – то есть примерно такими же, как и у нынешнего Стабфонда, – около 2,7 трлн руб. В случае, если цена нефти на мировом рынке рухнет ниже 30 долл. за баррель, этого запаса должно хватить на покрытие бюджетных издержек в течение трех лет».

Расшифровывать фактическое разделение нынешнего Стабфонда на две части – Резервного фонда и Фонда будущих поколений (ФБП) – в принципе нет особой нужды. Важно лишь понять, что этот инструмент сохраняется и даже укрепляется, что саму идею такого преобразования выдвинул «отец» Стабфонда Алексей Кудрин – в соответствии даже не с предложенной МВФ концепцией currency board, а в куда более жестком варианте. Только одна часть его детища отныне должна быть «привязана» к размерам ВВП (а следовательно, и к темпам инфляции, поскольку размеры ВВП у нас исчисляются делением номинального объема произведенных товаров и услуг на дефлятор Роскомстата), а в другую – загоняться все прочие «нефтедоллары», которые правительство и Минфин в течение трех лет – выработав «новые принципы управления нефтегазовыми доходами» – решат считать «излишками нехорошими всякими». Которые трогать ни в коем случае нельзя. Вообще нельзя – ну разве что перечислять из ФБП какие-то деньги в Пенсионный фонд – а то там под руководством кудринского единомышленника и соратника Михаила Зурабова, а также в силу целого ряда самых объективных причин формируется весьма приличный дефицит, который с течением времени будет только нарастать. Вот это и называется «преобразованием».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter