Как сегодня работают кафе, столовые, рестораны?

Столик на двоих

Рынок общепита восстанавливается и надеется на прибыльную работу

Благодаря тому, что позиция Президента в отношении коронавирусной ситуации, с одной стороны, нацеливала медицину на эффективное лечение заболевших COVID-19, а с другой — на продолжение функционирования предприятий, сфера общепита хотя и испытала на себе отток клиентов, но это не идет ни в какое сравнение с кризисными явлениями в других странах. Как сегодня работают бары, кафе, столовые, рестораны?


От приглашения отказались

Свадьба — одно из самых судьбоносных событий в жизни любого человека. Белое платье невесты, взволнованный жених, слезы умиления родителей, торжественная церемония бракосочетания и, конечно же, шумное застолье.

Минчане Анна и Олег планировали свадьбу на конец весны. Дату, несмотря на пандемию, решили не переносить. Молодожены хотели «уютную» свадьбу на 30 человек, но родители уговорили на классический вариант с 80 гостями, чтобы перезнакомить родственников. 

— В ресторане за место на одного гостя мы должны были заплатить 60 рублей. Меню составили довольно солидное, — рассказывает невеста.

Однако ближе к торжеству гости с извинениями стали говорить, что «прийти не смогут». Молодые решили отменить масштабное мероприятие и собраться в снятом на сутки коттедже. В списке осталось всего 15 человек.

— За большой стол рассадили гостей с сохранением расстояния между ними, — рассказывает Анна.— За здоровье гостей мы переживали, как за свое. Не приглашали людей в возрасте и имеющих хронические заболевания — они в зоне риска.

Посетителей становится больше

Как рассказали корреспонденту «НГ» сотрудники одного из барановичских кафе, их заведение лишилось многих масштабных торжеств: свадеб, дней рождений, презентаций, выпускных: «Пришлось на месяц закрыться. Но теперь вновь работаем. Если весной отмена брони банкетного зала носила массовый характер, то сейчас таких случаев уже нет. Хотя сокращение ранее заявленного количества гостей есть. Арендодатель дал нам отсрочку, поэтому если люди пойдут и мероприятия будут, то мы ­отобъем аренду».

Некоторые бары пока функционируют в сокращенном режиме. Анастасия, сотрудница брестской кальянной, говорит, что раньше заведение закрывалось в пять утра, сейчас — в два ночи: «На смене остался один официант вместо двух-трех, один повар, один кальянный мастер и один бармен. С каждым днем клиентов прибавляется».

По мнению опрошенных экспертов, сейчас с прибылью работают не многие общепитовские точки. Возможно, какие-то, не сумев выстроить эффективную антикризисную стратегию, будут даже вынуждены свернуть дело. 

Ризотто с доставкой

Бары, кафе, рестораны играют важную роль в индустрии гостеприимства — туризма без общепита не бывает. К тому же не многие работники предприятий, организаций и учреждений на обед спешат домой или пользуются ссобойками. Сейчас «перекусочные точки» пытаются завлекать клиентов всевозможными скидками. Да и посидеть вечером за столиком на летней террасе тоже весьма популярное времяпрепровождение. А еще нужно учитывать, что этот рынок услуг кормит, то есть дает работу, не одну тысячу поваров, официантов, администраторов, уборщиков, барменов. Так что вполне понятно то пристальное внимание, которое государство уделяет этой важной сфере. А у нее в связи с пандемией проблемы типичные — персонал, аренда и ­налоги.



Евгений Васильев говорит, что у них ни один человек не был уволен:

— После уменьшения посетителей мы провели собрание и пришли к решению: сократить смены. Если было у человека 180 рабочих часов, то ­стало 40.

Юлия Юдчиц, владелица ряда раскрученных брендов, признается, что не сокращала график работы своих заведений. Хотя это было и нелегко. Она выбрала иной сценарий, который помог держаться на плаву:

— Мы весной могли закрыться, переждать спад и открыться, когда ситуация нормализуется. Но для меня главное было сохранить коллектив и дать ребятам работу. Мы стали сотрудничать с крупными службами доставки. Однако расходы доставка не покрывает. У нас не пицца и не суши, мы готовим пасту, ризотто, тартар. Но надеюсь, что скоро все ­изменится.

Аренда без спроса

Нынешний летний сезон, полагают многие бизнесмены, должен оказаться все-таки прибыльным. Тем более что как такового массового выездного туризма не наблюдается. А значит, спрос на внутреннем рынке услуг должен вырасти. Задача — в проработке соответствующего предложения. К тому же, полагают эксперты, большая надежда на поддержку государства.

Весной вышел Указ №143, где прописано, что местные власти вправе предоставить компаниям из пострадавших сфер налоговые каникулы с 1 апреля по 30 сентября 2020 года. «Уплата отсроченных, рассроченных платежей, налогового кредита будет осуществляться ежемесячно равными долями с 1 октября по 31 декаб­ря 2020 г. Проценты за пользование отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом начисляться не будут», говорится в документе. К тому же вводятся арендные каникулы, мораторий на увеличение базовой арендной величины и арендной платы. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям рекомендовано предоставлять арендаторам — субъектам хозяйствования с учетом объема их выручки отсрочку по оплате арендной платы, а также уменьшать ее размер. Евгений Богданович, владелец кафе, говорит, что после переговоров с арендодателем удалось договориться о снижении аренды почти вдвое.

В беседе с корреспондентом «НГ» рестораторы высказали предложения, которые позволят, на их взгляд, сохранить рабочие места: «В качестве эксперимента можно сделать ставку НДС не 20 %, а 10 %. Сейчас мы обеспечиваем 2,2 % ВВП. Налогами наша отрасль дает 0,9 % прибыли. Но даже если произойдет незначительное снижение, сохранятся предприятия. И через какое-то время мы дадим существенный прирост. Во-вторых, есть коэффициент спроса. Он учитывается, когда выплачивается аренда. За последние месяцы спрос упал. За ним должен снизиться и коэффициент. Но так, по сути, не происходит. И еще. Как правило, все плиты, печи — все оборудование на электроэнергии. Рестораны платят по повышенным тарифам за нее. Отсюда просьба — снизить тарифы».

Эти и другие требования Ассоциация рестораторов представила на онлайн-встрече с Министерством труда и социальной защиты и Министерством экономики. Как нам стало известно, сейчас в Минэкономики эти вопросы тщательно прорабатываются.

Специалист в области системного анализа и микроэкономики ученый Михаил Ковалев уверен, что просьбы по снижению НДС и тарифов за электроэнергию вряд ли могут быть удовлетворены:

— Так как клиентов стало меньше, значит, меньше тратится электроэнергии и меньше добавленная стоимость. Поэтому эти платежи автоматически уменьшаются. К тому же такую цену за электроэнергию платят все непромышленные организации, кроме бюджетных. А вот что касается аренды, то здесь рестораторы правы. Но это вопрос переговоров с владельцами площадей.

Наталья Садовская, новый председатель Ассоциации рестораторов, говорит, что внутри их профессионального сообщества идут дискуссии о мерах, которые необходимо принимать сегодня: «Мы знаем, что нужно, чтобы спасти нашу индустрию». И добавляет по поводу того, что Беларусь не ввела всеобщий карантин: «Огромной помощью от государства стало то, что нас не закрыли, потому что открываться заново было бы сложнее».

Ресторанный бизнес во все времена — один из самых рискованных в мире. Практически сколько открывается, столько в общей сложности и закрывается. К тому же первый год ресторан вообще ничего не зарабатывает, он только становится на ноги.

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter