В гостях у «СОЮЗа» — актриса Купаловского театра Таисия Введенская

Столичная штучка

Актриса Таисия Введенская не так давно успешно дебютировала в Минске на сцене Национального академического театра имени Янки Купалы. До этого на ее творческом пути было Щепкинское училище, десятилетие работы в московских театрах, неплохая фильмография и постоянные гастроли по дальним уголкам России, которые наконец‑то возобновились после снятия карантинных ограничений. 

Таисия Введенская: Я бесконечно благодарна Борису Клюеву. Он был строг, но это строгость во благо. АЛЕКСАНДР КУШНЕР

— Стать актрисой — это мечта детства?

— Да, с детского садика у меня всегда было желание выходить на сцену, читать стихи: помню, было такое стихотворение Корнея Чуковского «Лапуся», я его выучила и пришла в театральную студию «Ровесник» в Гомеле. Никаких колебаний, я всегда точно знала, что хочу поступать на актерский факультет. 

— Почему выбрали Щепкинское училище?

— Я поступала, как все студенты, во все вузы. Другое дело, что выбрала Москву, а не Минск, потому что у меня там знакомые, была возможность у кого‑то остановиться, и город для меня не совсем чужой. В отличие от Минска, где на тот момент у меня никого не было. В Щепкинское я прошла, меня приняли на курс к Николаю Афонину. Так случилось, что через полгода его не стало, и наш курс взял Борис Клюев. 

— Каково было учиться у Клюева? 

— Я бесконечно счастлива и благодарна нашему мастеру. Он был строг, но это строгость, которая во благо. Он точно знал, где строгость — там дисциплина, а где дисциплина — там и результат. Мы Бориса Владимировича уважали и любили, хотя и трепетали перед ним, первый курс особенно. 

— Как складывается путь молодого актера после вуза, даже московского? 

— Конечно, не все театры смотрят молодых артистов, тем более в Москве: любой театр не резиновый, а если посчитать, сколько выпускают государственные вузы и частные школы… Актеров очень много! Но, тем не менее, я проходила отбор в Центральный академический театр Российской Армии, в Московский областной театр юного зрителя, которым сейчас руководит Нонна Гришаева, и в Московский Губернский театр. Выбрала Губернский театр, поскольку туда меня приглашали конкретно на роли. Проработала полтора года, и так сложилось, что тогда же у меня начались съемки в кино. В сериал «Институт благородных девиц» кастинг длился три месяца, очень долго отбирали актрис на роли главных героинь. Съемки шли год — целых 250 серий! Я играла одну из выпускниц, купеческую дочь Милу Русанову. Это не совсем мыльная опера, а все‑таки исторический сериал, у нас были прекрасные костюмы, декорации, мы и пели, и танцевали… 

— А каким был ваш первый фильм?

— Первый был вообще снят на пленку! Короткометражку «Я с тобой» снимала выпускница ­ВГИКа Александра Першеева в 2012 году, мы с ней играли вместе с Андреем Чубченко. Получилась очень хорошая работа, с которой мы участвовали во многих фестивалях.
Я оканчивала Щепкинское училище. «Щепка» — это академическая школа, а тяга к классике у меня была всегда.
— Почему решили вернуться в Беларусь?

— Стечение обстоятельств мирового масштаба, коронавирус сыграл не последнюю роль. В 2019‑м не стало моего отца, в Беларуси оставалась мама, и я должна была ее поддержать. Поэтому я вернулась в Гомель, а следом закрылись границы, и пандемия поставила под вопрос всю зрелищную индустрию. Конечно, это было очень тяжело, но, с другой стороны, я получила возможность перезагрузки. В Москве ты постоянно существуешь в режиме гонки — из одного проекта в другой. А тут вдруг — я дома, у меня совершенно другой ритм жизни… Я отдыхала и набиралась сил. 

— А в театр имени Янки Купалы пробовались из каких соображений?

— Хотела именно в Купаловский — это классический театр, национальный, главная сцена, лицо страны. Возможно, сыграло то обстоятельство, что я оканчивала Щепкинское училище. «Щепка» — это академическая школа, а тяга к классике у меня была всегда. И если бы дали возможность выбрать любой театр с любым репертуаром, я бы все равно отдала предпочтение классическому. И то, что Купаловский оказался в таком положении… Я не вмешиваюсь в политику, я человек искусства, но у нас в училище все наизусть знают слова Михаила Семеновича Щепкина: «Священнодействуй или убирайся вон!» Театр — это дом. Как можно его оставить? Это мое личное мнение, которое я никому не навязываю и никого не осуждаю. Я пришла в опустевший дом, на главную сцену своей родной страны, которую хотела поддержать. 

— Вам сразу досталась центральная роль в «Черной панне Несвижа». Как вы себя чувствуете в образе Барбары Радзивилл?

— Нередко актеру надо подстраиваться, искать точки соприкосновения с персонажем, часто бывают роли на сопротивление. В случае с Барбарой у меня все наоборот. Когда я в первый раз прочла пьесу Алексея Дударева, сразу почувствовала стопроцентное попадание! Я люблю стихи, люблю классику, этот высокий стиль мне близок. Кроме того, сама историческая тема и то, как закручен сюжет, — все это мне очень интересно. 

— А что вы репетируете сейчас?

— Феклу Ивановну в «Женитьбе» Гоголя!

— Мне всегда представлялось, что сваха в «Женитьбе» — роль все‑таки возрастная. Да и исторически этим делом никогда не занимались молодые женщины…

— У нас очень интересное решение, наш режиссер Даниил Филиппович — большой молодец. Конечно, перед глазами множество прочтений этой роли, и действительно, сваха вроде как должна быть уже немолода. Но ведь мы играем не возраст, мы играем суть… 

— Вы активно гастролируете по России: русский Север, Дальний Восток…

— Когда уезжаешь так далеко, видишь, насколько теплая, прекрасная публика вдали от столиц. Мне кажется, актерам очень полезны такие поездки, это расширяет сознание, появляется какое‑то бесстрашие, отвага… Совсем недавно вернулась с гастролей по Приморскому краю и Амурской области. В Приморском крае удалось увидеть только кусочек Японского моря, а вот в Благовещенске побыли подольше, походили по музеям, получили впечатления от города… Очень приятно, что на спектакль пришли зрители, запомнившие меня по постановке, с которой я была на гастролях еще до карантина. Хотя на гастролях случаются разные ситуации. Например, в Благовещенске супероснащенная технически сцена, свет и звук — все на высшем уровне. А когда приехали в Белогорск, случился шторм, полностью пропало электричество, 15 минут до начала спектакля — света нет. Наладили, но в середине спектакля свет еще пропадал минут на семь. Вот такой небольшой экстрим и адреналин. Зато в таких местах публика особенно благодарная, и это здорово.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter