К 950-летию Минска Национальный художественный музей презентовал уникальный проект "Город. Архитектура. Мы"

Столетие, запечатленное в искусстве

У всякого достойного города есть художник, запечатлевший в своих картинах его сокровенную душу. Париж — это Писсарро, Венеция — Каналетто, Витебск — Марк Шагал, Москва — Василий Суриков.

Май Данциг. «Мой Минск» (1968).

А кто же из художников запечатлел душу Минска?

Вопрос совсем не праздный в канун 950–летия нашей столицы. В такие дни всякий минчанин особо остро видит ее красоту и чувствует к ней пронзительную нежность, как к любимому и дорогому человеку.

Национальный художественный музей в союзе с издательством «Мастацкая лiтаратура» и при активной поддержке горисполкома осуществил замечательный проект под названием «Город. Архитектура. Мы». Он включает в себя экспозицию картин, рисунков и скульптур, которая открыта для обозрения с 16 августа по 1 октября, и выпуск художественного альбома. 28 августа во время торжественной презентации проекта счастливчики могли подержать в руках первый экземпляр.

Чем же уникальна эта выставка?

Во–первых, масштабами. Почти 100 живописных, графических, скульптурных работ полусотни художников. И это только на выставке. В альбоме же их более 350. Куратор проекта, искусствовед Екатерина Изофатова называет еще более внушительную цифру — почти 400.

А.Тычина. Минск в 30-е годы XX века. Площадь Свободы.

«К сожалению, у нас на галерее недостаточно места, чтобы раскрыть тему Минска во всей полноте», — как всегда безграничен в желаниях генеральный директор Национального художественного музея Владимир Прокопцов. — Даже в альбоме не хватило места. Главная проблема — как из всего этого многообразия отобрать сто произведений. Ведь хочется показать и старый, довоенный Минск, и Минск современный. Дать слово каждому из художников, которые искренне и сильно любили наш город и без остатка посвятили ему свое творчество и жизнь».

И создателям выставки это удалось! В относительно небольшое пространство галереи вместился целый век искусства. Самая ранняя из работ датирована 1899 годом, самая поздняя — 2008–м. Причем и та и другая — портреты. Все остальные произведения были созданы в XX веке, большая часть — в промежутке между 1930 и 1980 годами. То есть в классическую советскую эпоху, когда художникам предписывалось рисовать «стройки социализма».

С.Герус. Дом6музей I съезда РСДРП.

Но ничего такого на выставке вы не увидите. А увидите город, каким он был до нынешних масштабных преобразований. Хибарки и купальни там, где сейчас грохочет Зыбицкая. Разлив реки в 1945 году. Непролазные сугробы возле домика I съезда РСДРП. Телефонные будки и лотки с мороженым. Детей со скрипками и теток с апельсинами.

Любопытно, что действие большинства картин происходит зимой. Возможно, летом художники отправлялись на природу, а зимой, запертые в городе, рисовали то, что видели вокруг. И искусство это — предельно искреннее, внешне как бы непритязательное, но на высочайшем уровне мастерства и вдохновения — ощущается нами сегодня как глоток чистого воздуха.

М.Монос. Минск, Комаровка (1980).

Вы познакомитесь с удивительными художниками. Один из последних могикан — Май Данциг — ушел из жизни в марте этого года. Его картина «Мой Минск» (1968) — заглавная, она висит в фойе. На первый взгляд вполне традиционная. Но как же сложно пересекаются в ней пути–дороги, пространства и миры! И с какой удивительной дотошностью выписаны все детали! Вплоть до афиш на заборе с вклеенными лицами любимых артистов.

А «Минск и минчане» Анатолия Волкова! Пять жанровых сценок 1958 — 1960 годов, словно выхваченных из жизни наших родителей, бабушек и дедушек. А таинственно мерцающие картины Виктора Варламова и многочисленные рисунки Анатолия Тычины, детально запечатлевшие облик старого Минска, города, который так дорог нашим сердцам.

juliaandr@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter