Столб обнимали и крестом лежали…

Как  жили  наши  предки,  как  сражались  на  дуэлях,  как  лечились

Как  жили  наши  предки,  как  сражались  на  дуэлях,  как  лечились

Летом многие студенты факультета народной культуры Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка не только отдыхают, но и собирают фольклор. Записывают от старых людей песни, истории, старинные игры, обряды, рецепты исцеления… Для чего это им нужно? 

Во-первых, будущие выпускники все это станут использовать в своей работе. А во-вторых, в университете серьезно работают над возрождением древних традиций. Немало внимания здесь уделяется и старым методам физического оздоровления. БГПУ – единственный вуз в стране, где преподается предмет «Традиционные виды борьбы». Доцент, кандидат исторических наук Александр Шамак написал учебник об истории развития физической культуры в Беларуси от первобытно-общинного строя до наших дней. Книга пока существует в электронном варианте, однако уже пользуется популярностью среди студентов. 

— Сегодня в Беларуси много разных систем физических упражнений, позаимствованных из других стран, — сказал корреспонденту «Р» Александр Анатольевич. – К примеру, восточные виды единоборств, различные гимнастики... Однако в былые времена на наших землях существовали свои методики физподготовки. Вы слышали, чтобы в Беларуси когда-нибудь были распространены дуэли на пистолетах или шпагах? Нет, у нас отношения выясняли другим путем – в борцовском поединке. В шляхетских семьях здоровью детей уделялось особое внимание. Сыновья – это будущие воины. Войско Великого княжества Литовского побеждало и монголо-татаров, и крестоносцев. А ведь первые считались лучшими воинами в Европе, вторые – в Азии. Также существовало много народных игр, забав, где надо было продемонстрировать свою силу, удаль, ловкость. У славян сложено немало легенд о богатырях. А богатырями не рождаются, ими становятся. К сожалению, мы многое позабыли, а от многого просто отреклись. 

Минувшей весной побывал в университете на занятиях по традиционным видам борьбы. Студенты разучивали приемы защиты от нападения вооруженного всадника. 

— Мы изучаем наши традиции, — сказала студентка факультета народной культуры Юлия Колбыко. – Нам интересно, как жили предки, как сражались, лечились, отдыхали… Знакомимся и с народными приемами самообороны, и с методами целительства, которыми пользовались белорусы сотни лет назад. Получаем полезную информацию. По крайней мере, дважды ее уже использовала в деле. Однажды на улице ко мне пристал подвыпивший мужчина. Вспомнила, чему учили. Один точный удар ладонью – и нападавший трусливо ретировался. Получилось похлеще, чем у каратиста. А во втором случае разболелась нога. Помог заговор. Часто бываю у своих деревенских бабушек и дедушек. Иной раз удивляешься: они используют то, что нам преподают.  

В нынешнем году Юля победила на открытом первенстве БГПУ по борцовскому многоборью. В вузе такие соревнования проходят ежегодно. Кроме многоборья, студенты выясняют, кто лучший в разбивании досок, развязывании узелков. Выбрали виды попроще, чтобы могло посоревноваться большее количество участников. 

— В древности, — говорит преподаватель Геннадий Адамович, — многие физические упражнения были ритуальными, имели сакраментальную информацию. Да и сейчас возьмите то же карате. В Японии это целая философия, образ жизни. За каждым движением скрывается глубинный смысл. Так было раньше и у нас. К примеру, разбить сорок дощечек или развязать столько же узелков – значит прогнать нечистую силу, избавиться от болезней… 

Геннадий Эдуардович – автор ряда книг о славянском целительстве, оздоровлении народными методами. Все материалы для своих трудов нашел в родной Беларуси. Он убежден, что наша история хранит еще много тайн о способах исцеления. К сожалению, не всегда тайное становится явным. Народные методики раньше часто запрещали. И сейчас все собирается по крупицам. 

— У нас популярны такие психофизические гимнастики, как йога и цигун, пришедшие из Индии и Китая, — продолжает Геннадий Адамович. — А было ли что-то подобное свое? Было. Славянский психотренинг, к примеру. Христианский тренинг подразумевает посещение церкви, моление. А языческий, кроме моления, — еще и физические действия. Было распространено такое упражнение, как перепрыгивание через колоду. Человек прыгал тридцать раз через нее и приговаривал: «Табе, Божа, мне, Божа». Однажды попалась на глаза купальская песня, записанная в середине XIX столетия: 

Посреди села Вольчьего, 

То-то! 

Здесь стояла баня дубовая, 

Ту-ту-ту! 

И ходили детушки Богу молиться, 

Столб обнимали, 

Перед Сапухой крестом лежали. 

Что такое «столб обнимали» и «крестом лежали»? Долго искал ответ. В одном из документов ХVII века прочитал, как все же «столб обнимали». Люди делали специальные физические упражнения, исполняли танцы, молились, обнимали определенное дерево, которое забирало болезни. Кстати, и теперь считается, что деревья могут лечить. А «лежание крестом» — особая славянская психофизическая гимнастика для предупреждения и уничтожения болезней. В ней главное внимание уделяется связи с матушкой-землей. Были и «криницы жизни», суть которых заключается в концентрации внимания на специальных символах и частях тела.  

А как париться в бане? Об этом много написано в современной литературе. Но существовала и по-прежнему существует тайная традиция парной бани. С нанесением символов, с вбиванием их в тело вениками, составленными в соответствии с мистическими представлениями. Не зря ведь иностранцы никак не могли понять славян, которые с таким удовольствием парились. Можно еще говорить о целебных травах, оберегах, вербальной гимнастике… Как много знали белорусы! 

Более десяти лет назад в БГПУ начали культивировать народные виды борьбы. Студенты познают приемы, которыми боролись наши предки сотни лет назад. Они просты и доступны каждому. Ежегодно из вуза выходит около ста выпускников, которые прошли курс «Традиционные методы борьбы». Подавляющее большинство из них работает в школах, где на практике применяет полученные знания. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter