Стоит ли верить в чудеса?

Мы привыкли, что 99,9 процента сообщений о чудесах имеют «импортное» происхождение...

Мы привыкли, что 99,9 процента сообщений о чудесах имеют «импортное» происхождение. НЛО, вампиры, оборотни, привидения, гости из будущего, воскресшие динозавры дают о себе знать в лабораториях британских ученых, джунглях, среди заокеанских кактусов и небоскребов... Но вот в байнете появились шокирующие фото загубленных загадочным хищником домашних животных в одной из деревень Лепельского района. По информации автора сенсации, вначале хозяева обнаружили 64 задушенных кролика. У соседей на следующий день погибли еще более десятка ушастых. В этих и других случаях убийца то вскрывал когтями двери клетей, то разрывал сетки, то рыл подкопы. Далее следовала жестокая расправа...


Что за дикий, кровожадный охотник орудует на Витебщине? Один из ведущих полемической рубрики списывает все на разыгравшееся воображение сельчан и местного репортера, под подозрением у которого... мистическое существо «чупакабра». Другой спорщик уверен: не стоит отвергать даже самые фантастические предположения, ведь в жизни есть место чуду, пусть даже жуткому... По традиции дискуссия наших журналистов не ограничилась обсуждением только одного информационного повода. А главный вопрос очередных субботних дебатов — из разряда вечных:


Истина где–то рядом...


В своем домике убит нигде не работающий, ранее неоднократно судимый алкоголик. Ясное дело: виноват разгневанный домовой. Из квартиры загадочно исчезли валюта и драгоценности. Тут к бабке не ходи: орудовало привидение прежнего хозяина. На автотрассе регулярно попадают в ДТП стритрейсеры... Кто виноват? Говорят, некое загадочное существо, которое оказывалось на пути лихачей... Занесите, товарищ гаишник, в протокол как основную версию аварий!


Это я, Роман, предлагаю падким на страшилки блоггерам и сетевым корреспондентам заготовки для будущих якобы журналистских будто бы расследований. А что? Отличный способ привлечения внимания! Вообще, версия с «чупакаброй» — привет из прошлого века... Репортеры, утомленные походами на отчетно–выборные комсомольские собрания, в эпоху гласности стали играть в агентов Скалли и Малдера. Помню, остерегался читать на ночь газету «Мегаполис–Экспресс». Авторы московского еженедельника начинали день с интервью с оборотнями, а заканчивали — в плену у инопланетян. Их примеру следовали коллеги из провинциальных листков. Счастье, что таблоидному психозу не поддались сыщики, следователи, прокуроры! Иначе в заказных убийствах, рэкете обвиняли бы не киллеров, не «братву», но исключительно демонов, леших, водяных, русалок... И 90–е годы называли бы нынче не лихими, а потусторонними...


Давно уж самораспустился «Мегаполис–Экспресс», но его призрак еще бродит по информационным пустошам. Иные наши коллеги по–прежнему ищут в бытовых трагедиях следы реликтовых чудищ, а обыватель как за соломинку хватается за мистификации. Увы, байкам, сказкам, легендам и мифам иные простофили верят больше, чем доводам профессионалов. Наверняка под Лепелем «мочили» кролей в поисках закуски какие–нибудь одичавшие бродяги, а может, и рысь забрела из Красной книги. Но надо же приплести «чупакабру»! Кстати, откуда такое название — без интернета и не выговоришь?! Оказывается, миф о мистической гибели домашнего скота родился в 1970–х, когда американские фермеры начали находить коз, кроликов, овец с жуткими ранами от клыков. Читаю на одном из сайтов: «Так впервые заговорили о чупакабре, получившем свое название от испанского chupacabras, chupar — «сосать», cabra — «коза», что дословно переводится как «сосущий коз» или «козий вампир». Спустя несколько месяцев появления «чупакабры» прекратились, и лишь через 20 лет аналогичные потрясения пережили жители других стран...» Правда, монстра до сих пор никто не видел, а серьезные исследователи полагают, что в истреблении овечек виноваты койоты и больные летучие мыши...


Впрочем, полноте о «козьем вампире»! Мне подобные «байки из склепа» напоминают легенды о привидениях панночек, коими потчуют горожан в деревнях. Что ни район — то своя версия о призраке в руинах средневекового замка, ужастик о злобном пане, загубившем барышню–крестьянку, которая мстит теперь ложными тропками всякому грибнику–дачнику... Понятно, что энтузиасты от агротуризма видят в фолк–триллерах «замануху» для отдыхающих. Но что дальше? Кроме силуэтов в кустах, турист хочет видеть и качественный сервис, и разнообразную кухню, и достопримечательности, и милые сердцу пейзажи...


Тема привидений, призраков, монстров, чудищ вроде лох–несского давно и основательно раскручена на британских островах и западноевропейской части нашего материка. В Чехии благодаря хиту группы Banjo Band еще с 70–х знаменит «Йожин с болот» — злыдень, к радости провинциалов, пожирающий заплутавших в глубинке жителей Праги. В Закарпатье любой покрошившийся фундамент выдают за «остатки замка Дракулы». Чепуха! Но за ней — гостеприимные хозяева, горнолыжные курорты, минеральные источники, развитая инфраструктура, частные отели с домашней кухней и уютной обстановкой. Не призраки, а живые люди, трудяги, продают клиенту качественный туристический продукт. Никаких чудес, но все довольны!


А вот интернет–«чупакабра» лишь наводит на более глобальные (и, увы, грустные) раздумья. О том, к примеру, что невежество — непобедимо, а колдуны, ведуньи и прочие маги–коммерсанты по–прежнему дурачат народ. Яркий пример: бизнес–проект года «Конец света». Психически неуравновешенные впадают в депрессию, паникеры обогащают лжепророков. По идее, за пропаганду суицидальных настроений, разорение семей, мошенничества участники аферы должны понести наказание. Но ведь не просто так люди попадают в сети прощелыг?!


Печально, что новое поколение растет не на примерах героев нашего времени, а на мистике. И это — одна из дорожек к эскапизму, люди уходят от проблем в мир иллюзий. Со слепой верой в чудо застревают в детстве. Кто–то с томиком фэнтези, кто–то — с фишкой в казино, кто–то потом в обнимку с бутылкой. Такие инфанты мечтают о легких деньгах, гламурной жизни, о том, что «прилетит вдруг волшебник» и враз осчастливит–озолотит. Жаждут стать «властелинами колец», Гарри Поттерами, но ни в коем случае — рабочими, учителями, медиками. И это, Роман, для современной цивилизации самая настоящая «чупакабра»!


Соль для пресного блюда


Скучно мыслишь, Андрей. Сухо, рационально, без искорки. Все–то у тебя имеет объяснение, любое явление аккуратно подписано: «Выдумка», «Неправда», «Миф» — и все они разложены по полочкам, как на унылом аптечном складе. Интересно, на какой стеллаж своего прагматичного сознания ты задвинешь, например, небольшой случай из моей жизни? Сидел я как–то дома, разбирал залежи макулатуры, скопившиеся в тумбе письменного стола. Наткнулся на истрепанный блокнотик, а там имя и телефон с кодом Ленинградской области. Долго вспоминал, что это за Тимофей такой и почему я должен его знать. Потом осенило — это же Тимка из Питера, с которым познакомились когда–то давно на отдыхе в Крыму, он тогда легко влился в нашу компанию... Лет 17 прошло, так и не созванивались ни разу. От нечего делать набрал номер, услышал ожидаемое, что «никакого Тимофея тут не живет», прежние жильцы давно переехали в Москву. Вздохнул и отправил блокнот в кипу мусора. А буквально через минуту у меня раздался звонок: не из Москвы, а почему–то из Нижнего Новгорода звонил Тимофей, который сообщил, что вот во время уборки случайно наткнулся на бумажку с моим номером и решил звякнуть... Теперь регулярно общаемся уже в интернете. Есть ли рациональное объяснение тому удивительному совпадению? Вряд ли.


Впрочем, в чудеса я начал верить гораздо раньше, когда еще пребывал в твердой уверенности, что Дед Мороз существует. Теперь в том же убеждаю своего ребенка. Потому что знаю — без веры в чудо жизнь окажется однообразной чередой серых будней, да еще расписанных поминутно, начиная от утренней побудки в детский сад и заканчивая обязательным домино в пенсионном возрасте. Большие и маленькие чудеса — как щепотки соли в пресное блюдо, делающей его вкусным. Думаю, это главная причина того, что умные, образованные взрослые люди по–детски верят в русалок и домовых. У меня на глазах солидная дама, бухгалтер предприятия, потеряв флэш–карту с важной информацией, привычно бормотала: «Домовой–домовой, поиграй да отдай» — и немедленно находила пропажу. Это мелкий пример того, что чудесные, необъяснимые события случаются только с теми, кто искренне в них верит. Во множестве мемуаров ветеранов Великой Отечественной описано, как их честили по комсомольской линии за твердую веру в личные талисманы и обереги и каким чудесным образом эти люди избегали смерти в безвыходных, казалось бы, ситуациях. А с теми, кто мерил действительность исключительно математическими формулами и правилами баллистики, наоборот, происходили ужасные случайности, необъяснимые с точки зрения здравого смысла.


Мне (и миллионам других людей) тоскливо жить в мире, лишенном заманчивого ореола таинственности. Ты, конечно, постарался напугать гадалками и прочими аферистами, но ведь дело не в них. Жизненная среда, в которой не осталось загадок, как трудовой год без выходных. Поэтому твердо знаю, что сейчас, когда ты со мной споришь, мохнатая «чупакабра» готовится к очередному ночному рейду. Замковые привидения обсуждают, чем бы еще напугать туристов. Снежный человек собирается на обход горных владений. Инопланетяне глядят на Землю из своих летающих тарелок... Оставлю их в покое, мне достаточно верить, что вся эта компания где–то рядом.


Скажу о чудесах, которые ближе. Они происходят с людьми регулярно. Например, слышал ли ты о голландке Моник ван дер Ворст? Ей было 13 лет, когда она получила травму, после которой у нее полностью отказали ноги. Девушка верила в свое чудесное исцеление, хотя врачи давно исключили эту возможность. Травма не помешала ей стать трехкратной чемпионкой мира по гонкам на велосипеде с ручным приводом. Весной прошлого года, когда Моник готовилась в инвалидном кресле к Паралимпийским играм 2012 года, ее сбил... велосипед. В результате столкновения 27–летняя спортсменка внезапно вновь обрела подвижность ног. Сейчас она пересела на обычный велосипед, а совсем недавно ее приняли в женскую команду по велоспорту.


Или взять историю с маленькой англичанкой Алисой Лоусон, которую объявили безнадежной всего в возрасте чуть более года. После менингита, инсульта да еще почечной недостаточности девочка лежала в больнице города Сканторп в коме, подключенная к поддерживающей жизнь системе. Только родители верили, что вот–вот произойдет чудо. И в тот момент, когда было принято решение отключить малышку от аппаратов искусственного дыхания, она вдруг начала дышать самостоятельно... Теперь это здоровый ребенок, которому уже три года.


Конечно, голландская девушка или английские родители могли бы мыслить трезво, здраво, рационально. Могли бы отдавать себе отчет, что медицина бессильна. Однако они «включили» наивную, ни на чем не основанную веру в чудо, как когда–то верили в Сандерклааса и Санта–Клауса. И победили. Разве это недостаточное доказательство моей правоты?


Альберт Эйнштейн как–то сказал: «Есть только два способа прожить жизнь. Первый — будто чудес не существует. Второй — будто кругом одни чудеса». Я выбираю второй вариант.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter