Причины, по которым разгорелся конфликт в столичном ФОЦ, не стоят выеденного яйца

Стоит ли париться?

Из-за обидного недоразумения в столичном ФОЦ разгорелся конфликт, который дорого обошелся всем

фото ic.pics.livejournal.com
ПРЕДИСЛОВИЕ. Много лет назад Шекспир устами одного из героев «Макбета» сказал, что жизнь — это есть история, поведанная идиотом, в ней много слов и страсти, а смысла нет. История, которую мы приведем ниже, на первый взгляд абсолютно бессмысленна, но если из нее удалить эмоции, то можно извлечь полезный урок. 

ДАНО. Минчанки элегантного возраста, отправившиеся в физкультурно-оздоровительный центр, чтобы насладиться парилкой и бассейном. Оплатили сеанс, получили чеки, электронные браслеты, прошли через турникет в раздевалку… Минут через 30 одна из них (назовем ее Ирина) решила проверить остаток времени, для чего приложила браслет к сканеру. Показания удивили: она задолжала 8,8 рубля. И это при том, что сеанс длится час двадцать и впереди у нее почти 50 проплаченных минут! Дежурная не смогла дать ответ, что к чему, и Ирина попросила вызвать администратора. Последний не торопился. Не желая тратить время и полагая, что разберется позднее, клиентка поспешила продолжить свой сеанс.

фото mos.ru
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА. После окончания сеанса Ирине сообщили, что она должна ФОЦ 16 рублей 40 копеек за «лишние минуты». Как? Она же предупреждала дежурную, что с браслетом что-то не так, и уходит своевременно. Туда турникет пересекла в 12.01, обратно — в 13.18. Администратору Ирина выдвинула версию, что либо ей выдали необнуленный браслет, либо в момент переодевания по ошибке взяла браслет клиентки, которая одевалась рядом и собиралась уходить. Предъявила свой чек, в котором указана стоимость сеанса и время оплаты услуги. Да и по видеокамерам в холле все можно проверить. Казалось, назревавший конфликт быстро погаснет и стороны разойдутся. Увы, не получилось. Чек администратора не заинтересовал, поскольку, по ее мнению, убедительным аргументом он не является: 

«У вас перерасход времени, и вы должны его оплатить. И вообще, может, вы умышленно с той женщиной обменялись браслетами. Если отказываетесь платить 16,40 за перерасход, будем вынуждены вызвать милицию».

***

Ирина пришла в недоумение. Это адресовалось ей? Она участница мутной схемы?! С кем-то из хитрости обменялась браслетом? И должна неизвестно за что платить? Что ж, звоните в милицию.

КОГДА ТРЕТИЙ НЕ ЛИШНИЙ. Милиционеры спокойно выслушали обе стороны и вежливо предложили проехать в РУВД для выяснения обстоятельств. Только в милиции все успокоились и изложили свое видение конфликта. На следующий день обиженная клиентка написала жалобы во всевозможные инстанции, от директора ФОЦ до Министерства спорта и туризма. В отведенный законом срок пришел ответ, где администрация ФОЦ детально расписала принцип работы платежно-пропускной системы. В завершение сообщалось: «По факту возможной замены браслетов направлено заявление в РУВД Первомайского района Минска, в связи с чем проводится проверка. Вместе с тем приносим свои извинения за причиненные неудобства». Ирина не поняла, что к чему. Зачем ей вникать в тонкости работы электронных браслетов и турникетов, если система приводит к таким конфликтным ситуациям?

СХЕМА ИЛИ НЕЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА. Мы связались с администратором ФОЦ, и нам сообщили, что у них были случаи, когда клиенты умышленно менялись браслетами. Что касается данной ситуации, то стороны вели себя нервно, поэтому пришлось вызвать милицию, чтобы спокойно разобраться. 

Для того чтобы понять, популярна ли умышленная подмена браслетов для бесплатного продления сеанса, мы обратились в крупнейший столичный аквапарк. И вот что нам ответила арт-директор Алина Змачинская: «У нас такая схема невозможна в принципе, потому что браслеты синхронизированы с ящиками для переодевания. Были случаи, когда клиенты через забор пытались сбежать или отказывались платить за утерянные халат или полотенце, но чтобы умышленно браслетами меняться — точно нет». В нашей истории браслеты и ящики не синхронизированы. Клиент, пройдя через турникет, идет в раздевалку и сам выбирает свободный шкафчик. Это сделано для удобства посетителей. К чему такие удобства приводят, мы видим. В противном случае Ирина не смогла бы чужим браслетом закрыть свою ячейку. 

СУХОЙ ОСТАТОК. Итак, на кону 16 рублей 40 копеек. Стоила ли овчинка выделки? 

Как минимум несколько правоохранителей потратили рабочее время, чтобы выяснить обстоятельства дела. Ирина с подругой и дежурный администратор испортили себе не только настроение, но и несколько дней жизни. При этом виноватых нет! 

И по Закону «О защите прав потребителей» даже нельзя претендовать на компенсацию морального ущерба, на которую так надеялись клиентки. Вот что рассказывает заместитель председателя правления ОО «Городское общество защиты потребителя» Минска Дарина Гулюта:

— По факту браслет, с которым выходила клиентка, показал сверхнормативное время. Ввиду того, что стороны не могли разобраться на месте, были вызваны, причем правомерно, сотрудники милиции. Они и должны определить, был умысел или нет. На мой взгляд, налицо обычная человеческая невнимательность и чуть позже излишняя эмоциональность. Теперь об убытках, которые якобы понес ФОЦ. Да, браслет Ирины показал, что есть перерасход времени, но ведь «забыли» про второй браслет, который сдали, наоборот, с нереализованным временем. Они ведь компенсируют друг друга. О моральном ущербе. Услуга была оказана в полном объеме, и к ней претензий нет. Отсюда и нет никаких оснований требовать компенсацию с точки зрения Закона «О защите прав потребителей». 

АНАЛИЗ. Что случилось, то случилось: нервные клетки, как и время, не вернуть. И виноваты, увы, обе стороны. Потому что забыли, что любой конфликт — это отдача сил. Вместо того чтобы спокойно разобраться, потрачено много времени и энергии впустую. В РУВД посоветовали забыть об этом недоразумении. Но осадок остался. Уроки должны вынести не только наши героини, но и руководство ФОЦ. Налицо несовершенство работы. Причем не только платежно-пропускной системы…

usachev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter