Стоимость наказания

Алексей Стук: Один заключенный обходится казне в 430 900 рублей

Этому критерию придается большое значение при реализации Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения. Об этом и других аспектах Концепции рассказывает заместитель Генерального прокурора Беларуси Алексей СТУК (на снимке).

— Алексей Константинович, коснемся экономической составляющей выносимых судами приговоров, что в нынешний период весьма актуально. Сколько сидельцев находится за решеткой? Во что обходится стране их пребывание в неволе?

— В колониях отбывают наказание 32 360 человек взрослого населения, около 430 несовершеннолетних, в изоляторах находится около 7,3 тысячи обвиняемых и подозреваемых. В месяц один заключенный обходится в 430 900 рублей, а затраты на несовершеннолетнего составляют и вовсе 2,8 млн. руб. В итоге на эту статью расходов требуются достаточно большие бюджетные средства.

Сложившемуся наполнению мест лишения свободы, в частности, способствовало то, что до последнего времени до 30 % наказаний, выносимых судами, составляло лишение свободы. Это достаточно высокий процент, он реально может быть снижен. Нами регулярно устанавливались факты, когда суды, в том числе и по предложениям гособвинителей, за менее тяжкие преступления назначали наказание в виде лишения свободы. Считаем это неправильным. Впрочем, в первой половине нынешнего года доля такого вида наказаний все же снизилась.

Этому в немалой степени способствовали разработанные Генеральной прокуратурой рекомендации по оптимизации уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступления, не относящиеся к тяжким и особо тяжким. 11 апреля этого года для использования в работе они направлены нижестоящим прокурорам.

Следует отметить, что в текущем году прилагались активные усилия к обеспечению соответствия применения системы наказаний и иных мер уголовной ответственности требованиям Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2010 г. № 672. В соответствии с разработанными рекомендациями определены опорные показатели реализации Концепции, в том числе экономической эффективности. Прокуратурами всех уровней обеспечивается ежемесячный анализ сведений о прекращении судами уголовных дел на основании ст.ст.86—88,89 УК (по нереабилитирующим основаниям), назначении уголовных наказаний. Ведется мониторинг их назначения в регионах, где практика существенно отличается от среднереспубликанского уровня, что позволяет своевременно ее анализировать и при необходимости корректировать. Так, если судами Верхнедвинского, Октябрьского, Хойникского районов в первом квартале этого года штраф вообще не назначался, то по итогам полугодия в структуре наказаний в этих районах он составил соответственно 8 %, 6,2 %, 5,9 %.

— Реализации Концепции Генеральный прокурор Григорий Василевич уделяет очень большое внимание, строго спрашивает с подчиненных за нерасторопность и другие издержки. Какой это приносит эффект, с какими проблемами приходится сталкиваться?

— Все запланированные на первую половину года мероприятия по реализации концепции выполнены. Но есть вопросы по качеству их выполнения. В частности, Генеральной прокуратурой проведены проверки качества поддержания государственного обвинения по вопросу предложения наказания в условиях реализации Концепции в 20 районах, прокуратурами областей и г. Минска — в 54, в том числе по поручению Генпрокуратуры — в 9 районах. По результатам проверок Генеральной прокуратурой принято решение об опротестовании приговоров по 56 уголовным делам. За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей в части непринятия должных мер по реализации концепции ряд прокурорских работников привлечен к дисциплинарной и другим видам ответственности.

Итоги проверок обсуждены на оперативных совещаниях в прокуратурах районов с выработкой мер по корректировке судебной практики посредством изменения подходов к поддержанию обвинения и опротестованию необоснованных судебных решений. Так, например, в Сморгонском районе на протяжении пяти месяцев отмечался высокий удельный вес лишения свободы — 28,9 % — при осуждении 83,8 % лиц за менее тяжкие преступления. А после принятия надлежащих мер по итогам шести месяцев первый показатель был снижен до 21,5 % (ниже среднеобластного). Это свидетельствует о реальной возможности снижения судимости к лишению свободы за нетяжкие преступления без обострения криминогенной ситуации как в этом регионе, так и в других.

К сожалению, работа по реализации концепции еще не приобрела системного характера, зачастую проводится формально. Мы сознаем, что успех в реализации концепции невозможен и без законодательных нововведений. Концепция предлагает и декриминализацию ряда статей УК. Я пока затрудняюсь сказать, какие именно статьи могут быть исключены из кодекса. Над решением этой проблемы работает межведомственная рабочая группа. Вероятнее всего, декриминализация затронет определенные составы экономических преступлений, а также преступлений против интересов службы. Кроме того, предполагаются определенные изменения Уголовно-процессуального кодекса.

Подготовлен проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-исполнительный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь по вопросам ответственности за воинские преступления», который 24 июня принят в первом чтении. На рассмотрении у государственных органов находится проект Закона
«О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам подсудности военных судов».

— Вы говорили об уменьшении сидельцев колоний и сизо. Согласен: такое сокращение экономически выгодно государству. Но нет ли угрозы, что осужденные воспользуются послаблением в своих неблаговидных целях? Не увеличится ли рецидив? О чем свидетельствуют первые полгода исполнения концепции?

— Одной из основных задач уголовного процесса является обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был подвергнут справедливому наказанию. А цель концепции — совершенствование системы мер наказаний и иных мер уголовной ответственности в целях обеспечения их соответствия уровню социально-экономического развития государства, криминологической структуре и динамике преступности, социальной адаптации осужденных.

В нашей стране в этом году сохраняется тенденция сокращения преступности (-14,1%). В результате принятых мер профилактического характера в первой половине этого года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизилось с 22 262 до 18 642, или на 16,3 %, количество оконченных расследованием преступлений, совершенных лицами, имеющими судимость. Их удельный вес от общего количества совершенных злодеяний снизился с 48,4 % до 45,5 %.

Анализ рецидивной преступности свидетельствует о том, что снижение произошло за счет краж — на 19 %, грабежей — на 22,4 %, разбоев — на 40 %, мошенничеств — на 19,4 %, угонов транспорта — на 29,4 %. Вследствие этого на 4599 снизилось количество лиц, осужденных судами, и составило 27 959 человек. Подытоживая, отмечу, что реализация Концепции не означает послабления лицам, совершившим преступления. Время эры милосердия не наступило. Следует говорить исключительно об оптимизации уголовных наказаний.

— Давайте проанализируем: как часто в последнее время применяются судами альтернативные меры наказания? Насколько эффективно они вытесняют традиционные меры и сколько бюджетных денег благодаря этому сэкономлено?

— Посредством назначения альтернативных мер наказания несколько снизилось осуждение к лишению свободы. За первую половину этого года в структуре наказаний оно составило 24 % (год назад — 25,8 %). Причем тенденция к сокращению его применения наблюдается во всех регионах, но наиболее существенно в Гродненской области — с 27,6 % до 22 %. В Зельвенском, Ивьевском, Бобруйском, Белыничском, Кличевском, Партизанском г.Минска и ряде других районов (всего в 25-ти) лишение свободы вообще не назначалось за не представляющие большой общественной опасности преступления.

Меньше всего к реальному лишению свободы осуждались лица в Ушачском — 7,8 %, Глусском — 7 %, Мядельском — 11,3 %, Зельвенском — 9,3 %, Свислочском — 9,6 %, Дрибинском — 6 %, Славгородском — 6,7 %, Ельском — 9,1 % районах. Структура преступности, криминогенная обстановка в районах и состав осужденных этому не препятствуют. Фактически регионами, определяющими применение лишения свободы в нашей стране, являются г. Минск и Минская область, где судимость к данному наказанию составила 30,1 % и 26 %.

В абсолютных цифрах к лишению свободы ныне осуждены 6702 человека, что на 1682 меньше, чем в прошлом году. Затраты на содержание одного такого осужденного, напомню, составляли 430 900 рублей. Таким образом, неприменением этого вида наказания к данным лицам только за месяц сэкономлено 724 773 800 рублей бюджетных средств. При назначении же им лишения свободы на минимальный срок в шесть месяцев, затраты на это содержание обошлись бы государству в 4 348 642 800 рублей.

— Как мне представляется, резервы экономии государственных средств используются не в полной мере. Вы, Алексей Константинович, с этим согласны?

— Согласен.

— Что же мешает их полнее задействовать?

— Судимость к лишению свободы во всех регионах объективно сохраняется за счет его назначения лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления. Но и за преступления, не относящиеся к тяжким, реальное лишение свободы в последнее время было назначено каждому пятому осужденному. Затраты государства на их содержание при отсутствии у таких осужденных фактической возможности возмещения материального и морального вреда, причиненного преступлениями, представляются неоправданными.

По данным ведомственной отчетности Департамента исполнения наказаний МВД, на 1 июня с.г. 23 930 осужденных к лишению свободы, или 72,4 %, имели исковые обязательства. Общая сумма задолженности по искам таких осужденных превысила 5 триллионов рублей. При этом за 5 месяцев текущего года возмещено через бухгалтерию исправительных учреждений 2 млрд. 203 млн. рублей. Досрочно возмещено исков, согласно справкам судов, на сумму 5 млрд. 500 млн. рублей (0,2 %).

При этом санкции соответствующих статей Особенной части и положения Общей части УК в целом предоставляют судам возможность в значительном количестве случаев избирать альтернативные виды наказаний, что используется не в полной мере. В основном это обусловлено неготовностью государственных обвинителей и судей изменить свое правосознание, сложившимися стереотипами о назначении лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, обязательно лишения свободы.

Приведу наглядный пример. Приговором суда Буда-Кошелевского района от 12 апреля этого года Ю. Шапковский осужден в соответствии с аналогичной позицией государственного обвинителя по ч. 2 ст. 205 УК к двум годам лишения свободы за кражи из жилища имущества стоимостью 3 363 120 рублей. Он в полном объеме возместил причиненный ущерб, раскаялся в содеянном, имеет на иждивении малолетнего ребенка, отсутствовали судимости. Совершенное им преступление относилось к категории менее тяжких. При таких обстоятельствах прокурором Гомельской области обоснованно был принесен кассационный протест на изменение осужденному наказания на ограничение свободы, который, к сожалению, оставлен без удовлетворения судом кассационной инстанции.

На недавнем заседании коллегии Генеральной прокуратуры предпринят ряд мер, направленных на улучшение работы по реализации Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения. Большое внимание при этом уделено резервам, которые до сих пор не задействовались, в том числе и экономического плана.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter