Сто тысяч – за встречу с «дьяволом»

В НОВЬ ТРАГЕДИЯ в столице — после употребления психотропов девушка и парень выпрыгнули из окна многоэтажки. Всего за последние несколько недель в Минске произошло 7 схожих историй. Сценарий один: парни или девушки принимали непонятную смесь, вели себя неадекватно, а после выпрыгивали из окон… «Чума» в виде марок и различных спайсов дошла и до райцентров…

За «маркой» или дозой курительной смеси, которые продают примерно за две базовые величины, скрывается совершенно другая цена

В НОВЬ ТРАГЕДИЯ в столице — после употребления психотропов девушка и парень выпрыгнули из окна многоэтажки. Всего за последние несколько недель в Минске произошло 7 схожих историй. Сценарий один: парни или девушки принимали непонятную смесь, вели себя неадекватно, а после выпрыгивали из окон… «Чума» в виде марок и различных спайсов дошла и до райцентров…

«МАРКИ», погубившие в Минске с начала 2014 года несколько ребят и девушек, были пропитаны одним и тем же психотропным веществом.

— Во всех этих случаях отмечалось воздействие одного и того же опасного психотропного вещества, нанесенного на кусочек бумаги, — так называемую марку, — констатировал начальник управления Следственного комитета по Минску Дмитрий Конопляник. — Они производились кустарным способом — компоненты для изготовления прибывали по отдельности, затем смешивались и наносились на бумагу. На одной стороне этих марок изображена голова животного красного цвета с рогами. В молодежной среде их называют «письмами дьявола».

ЕЖЕДНЕВНО в Беларуси заводится около 30 уголовных дел, связанных с хранением или распространением наркотиков. В большинстве случаев — спайсов.

— Вот сегодня (11 марта. — Прим. авт.) в Минске зафиксировано 5 случаев, в Минской области — 7, в Бресте — 3, — перечисляет факты корреспонденту «СГ» начальник управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Беларуси Николай Карпенков. — Из райцентров приезжают в Минск, чтобы закупиться и уже потом распространять наркотические вещества в тех же деревнях, райцентрах. Сегодня из небольшого городка Брестской области приехал местный житель, чтобы купить партию спайса, мы его задержали.

До этого курительную смесь с особо опасным психотропом нашли у 23-летнего преподавателя лунинецкого колледжа. Через несколько дней такой же спайс обнаружили у учащегося этого учебного заведения. Таких историй каждый день — десятки…

Вещества, которые наносят на бумагу или продают в виде курительной смеси, вызывают зависимость, психическое расстройство, а то и вовсе смертельно опасны. Одна доза приводит почти к моментальному привыканию и требует дальнейших материальных вложений. Кто-то за знакомство с чудо-смесью платит большую цену — рассчитывается жизнью.

ПАЦИЕНТАМ наркологического реабилитационного отделения Республиканского научно-практического центра психического здоровья, можно сказать, повезло. Они после употребления спайсов остались живы. Сейчас здесь — 9 человек. У каждого своя история.

Двадцатилетняя Анжелика из Солигорска росла в неблагополучной семье. Уже в четырнадцать начала курить и попробовала алкоголь. Тогда же захотелось ощущений поострее — стала курить всевозможные спайсы. Одной дозой в день не обходилось… Как итог — неоднократные попытки самоубийства.

Студент БГУ Евгений всего на год старше Анжелики. Его пристрастие к спайсам началось с плохой компании. В 12 лет Женя вместе с ребятами своего двора попробовал курить и пить алкоголь. Состояние опьянения мальчишке не понравилось, а вот к табаку пристрастился. В 14 лет стал пробовать различные нелегальные психоактивные вещества… Больше всего понравились спайсы.

— Первые пациенты, у которых была зависимость именно от спайсов, в наше отделение стали поступать в 2012 году. Причем мы работаем с теми, у кого возникают психозы, что тоже характерно для любителей спайсов. Эти пациенты поступают в психиатрические отделения, — рассказывает заведующий отделением Владимир Иванов.

Здесь лечатся те пациенты, которые высказали хотя бы формальное желание остановить зависимость от спайсов, но сами этого сделать не могут. Почти всех сюда приводят родители.

— Кстати, пациентов из сельской местности, которые бы пристрастились к спайсам, у нас нет, — отмечает Владимир Владимирович. — Но из глубинки поступают те, кто нюхает клей или бензин. Возможно, достать другое вещество там проблематично…

НАКАЗАНИЕ в виде уголовной ответственности почему-то не пугает ни продавцов, ни покупателей спайсов. Видимо, срок до 5 лет лишения свободы за хранение и 8—15 лет за сбыт — слишком мягкие меры. Да и поставщики то и дело находят лазейки и разрабатывают все новые и новые смеси, запретить которые в стране попросту еще не успели. Ведь если «чудодейственного» препарата нет в Республиканском перечне наркотических, психотропных веществ и их прекурсоров, им торгуют легально.

Наталья БОРИСОВЕЦ, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter