Комиссия ИКАО опубликовала долгожданный (зачеркнуто) забытый всеми и никому не нужный отчет

Сто страниц позора

Комиссия ИКАО — Международной организации гражданской авиации — написала наконец итоговый доклад. И полутора лет не прошло. Вы читали? Он есть (100 с лишним страниц) на русском языке. Называется скромно: «Событие, произошедшее в воздушном пространстве Беларуси». Прямо как, скажи ты, «Засуха, случившаяся в Тьмутаракани в середине 12 века». Отчего ж так безлико и меланхолично? Сейчас расскажу.

Фото alkhaleejonline.net

Оформлен отчет как веселые картинки для взрослых, чтобы было понятно даже… ладно, не будем никого обижать… из ИКАО. Точно так же, кстати, в этом же стиле оформлены и разные отчеты, выходящие с офиса Сьветы Пилипчук, — одна культура, как для дебилов.

Две главные вещи, которые в отчете стоит выделить. Первое, цитирую: «Никакого сопровождения или перехвата рейса со стороны белорусского МИГ-29 не производилось и никаких сообщений от МИГ-29 не было зарегистрировано. Не было никаких сведений от экипажа о причастности военного воздушного судна к полету указанного рейса» — конец цитаты.

То есть самолет никто принудительно не сажал. А именно об этом, я напомню, был главный крик в конце мая прошлого года: захват судна, государственное пиратство и прочая ересь. Более того, в докладе несколько раз описывается, как экипаж сам, после раздумий и совещаний, сам принял решение о посадке в Минске. И никто это делать не заставлял. Ни диспетчеры, ни истребители, никто.

Экипаж сам так решил. Что опять же снимает все вопросы о пиратстве, захвате, воздушном терроризме и прочей ерунде. Если экипаж ошибся, ну, пусть чернокнижница Сапега им выставит иск. Регрессный. В погашение своих выплат по суду.

И еще одно. В 12:30, напомню, самолет летел над Беларусью в Литву, и экипаж о бомбе уже был извещен. В 12:44 начальник смены минского аэропорта информирует начальника смены вильнюсского аэропорта: «Экипаж еще не принял решения. Сообщение по электронной почте было направлено многим получателям в нескольких аэропортах с указанием наличия бомбы на борту, которая может взорваться, когда воздушное судно будет находиться над Вильнюсом».

Как думаете, в тот момент штаны был готов бежать мыть один только начальник литовской смены? Или вся смена вместе с остальными, слышавшими это? Цитирую отчет и слова белоруса дальше: «Экипажу было рекомендовано совершить посадку в Минске. Пока что они следуют по маршруту. Мы ожидаем принятия ими решения». И только в 12:47, когда пилот объявил MAYDAY и свое решение отвернуть на Минск, в Вильнюсе отлегло и можно было начать чиститься. Хоть бы спасибо сказали, что ли.

Вот поэтому и так тихонечко: «Событие». Потому что Беларусь оказалось невозможно обвинить. А надо было, иначе и отчет ни к чему. Вот и событие. Случилось. Само.

Все остальные страницы отчета посвящены попыткам хоть как-то и хоть в чем-то упрекнуть нашу страну. Например, что никто, оказывается, не проводил у нас экспертных совещаний по поводу оценки уровня угрозы.

Ну да, за ту треть часа, пока самолет летел над нашей страной взрываться над Вильней, какое можно было собрать совещание? Ведь и сами пилоты не смогли связаться ни со своей компанией, ни даже с ее сервисным центром в Вильне. Там не было никого! Там письма с угрозами прочли только после выходных, какие совещания?

Или вот: диспетчеру нашему, видите ли, дали отдельный канал для связи с самолетом, а рядом с ним присутствовал неопознанный человек. Снова правильно: это как обучение вождению, когда профессионал садится рядом. Или в ИКАО думают, что наш диспетчер самолеты с бомбами на борту каждую неделю по два раза сопровождает? Таки нет.

Особо отличилась комиссия ИКАО, я считаю, в излюбленном западном передергивании, в игре словами. «Поскольку ни бомба, ни свидетельства ее существования не были обнаружены в ходе досмотра, произведенного перед вылетом в Афинах, а также после различных обысков воздушного судна, произведенных в Беларуси и Литве, считается, что угроза взрыва была заведомо ложной».

Браво, капитан очевидность. Но это известно сейчас! А тогда все, кто не спал, воспринимали угрозу возможной, особенно тот начальник смены вильнюсского аэропорта, над которым и летел взорваться рейс. Теперь же наши белорусские служебные лица в частности и власти вообще обвиняются в трансляции экипажу заведомо ложной угрозы, так?

Нет, они этого не утверждают. Но намекают. И очень зря делают. Потому как вот что произошло уже в Минске: командир судна таки сумел связаться со своими в Варшаве, и те… те, перезвонившись с Дублином, приказали командиру не сохранять запись того, что происходило в кабине во время полета (пп. 3.3.4.5 и 3.3.4.6 отчета).

Еще раз: из Польши. Приказали. Не сохранять. Запись того, как и что обсуждалось в кабине самолета все это время над Беларусью. Это прямо записано в отчете. И это никем не расследовано, будто так и должно быть.

Несмотря на то что «Руководство по производству полетов предусматривает обязательное сохранение данных CVR после любого инцидента/происшествия, которые включают также любой рейс, подавший сигнал MAYDAY».

Таких с виду мелочей, утопленных в словах и картинках, в отчете полно. То они в Швейцарию не слетали, удовольствовавшись литовским пересказом документов. То главному свидетелю сумели задать вопросы лишь по видео­связи. То не все данные Беларусь им предоставила, потому что истекли сроки хранения.

Ну правильно. Свое отношение к организации и всяким ее комиссиям англосаксы (а вслед за ними и европейцы) показали сразу же. Начав вводить свои санкции, даже ни о чем не спросив то ИКАО.

В итоге к нам в Беларусь комиссия собралась через три месяца, никуда не торопясь. Понятно, что данные с камер или телефонов успели постираться, вы б еще через пяток лет приехали. Впрочем, больше не приедут, свое комиссия ИКАО с горем пополам отработала. Сто страниц позора — и забыть про эту историю на всю жизнь. Потому что профессионалам должно быть, наверное, стыдно.

А вот англосаксам — нет. И их лимитрофам — тоже нет. Об извинениях можно не заикаться. О снятии санкций тем более. Этим они, англосаксы с лимитрофами, и отличаются — и от профессионалов, и от людей чести и совести.

Уж простите, накипело.

mukovoz@sb.by

https://t.me/nakipelo_by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter