Старейший театр России гастролирует в Минске

Сто семьдесят лет публичности

Теперь я знаю этимологию слова “фурор”. Произошло оно, конечно же, от слова “фура”. По крайней мере, лично я усмотрел тайную связь между горячим приемом в Минске Ставропольского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова и тремя фурами декораций, притаившимися за тенистыми деревьями Сендайского сквера у Музыкального театра. Почти две недели ставропольская труппа показывает на этой сцене свои лучшие спектакли. (Сам Музыкальный театр укатил за “пряниками” в Тулу.) Хотя по кризисным временам многие гастролеры сегодня экономят буквально на всем и считают каждую копейку.


Мюзикл “Леонардо” — очередной хит композитора Кима Брейтбурга.

Не знаю, как у вас в Минске, а в Ставрополе заезжая антреприза давно не стесняется: поставят две табуретки, повесят занавеску и играют спектакль, — жалуется директор ставропольского театра Евгений Луганский. — Еще и цены на билеты заломят несусветные. Только театр Романа Виктюка и выступления Евгения Гришковца проходят в тех же декорациях, что и в Москве. Я считаю, с этого начинается уважение к зрителю. Наши спектакли минские зрители увидят в первозданном виде. К примеру, мы не привезли великолепный спектакль “Маскарад”, потому что в нем используется поворотный круг, которого нет в Музыкальном театре. Пытались договориться с директором вашего театра имени М. Горького, но условия оказались для нас неподходящими. Привезли в Минск спектакли, которых нет в афише ваших театров, названия все интересные.

Открыл гастроли ставропольской труппы лихой мюзикл “Леонардо” композитора Кима Брейтбурга и либреттиста Евгения Муравьева. Экспрессивный, раскрепощенный, тут и там сверкающий обнаженными мужскими и женскими плечиками и коленками. Действие разворачивается в эпоху Возрождения, когда в Европе происходила, может быть, своя первая “сексуальная революция”. И Леонардо да Винчи в этом мире, скованном пуританской моралью и духовными скрепами могущественного Джироламо Савонаролы, все равно жаждет свободы, любви и творчества. Это не биографический спектакль, а вольная фантазия на тему. Тем не менее было заметно, что сами актеры любят этот кассовый хит.

Ким Брейтбург — выгодный автор, работающий на понятном мелодическом языке. Где-то он чересчур простоват или наивен, но с холодным носом в зале все равно никого не оставляет. В его музыке сильна эстрадная традиция. Есть лубок и музыкальный коллаж. “Леонардо” идеально вписывается в эстетику его известных работ “Голубая камея”, “Казанова”, “Дубровский”. Это коммерческие, крепко сделанные спектакли, вольно обращающиеся с реальными фактами. “Леонардо” так же легок на подъем, подвижен и летуч.

Продолжились гастроли спектаклями известного московского режиссера Юрия Еремина “Кастинг” и “Сотворившая чудо”. А также мюзиклом “Недоросль” в постановке главного режиссера Белорусского государственного академического музыкального театра Михаила Ковальчика, которого со Ставропольем связывают долгие годы дружбы и сотрудничества.

— Несмотря на то, что нашему коллективу уже 170 лет, театр остается живым, — продолжает Евгений Луганский. — Мы рады творческому сотрудничеству с Михаилом Ковальчиком. Меня в свое время покорил его спектакль “Софья Гольшанская”. У нас он поставил мюзикл “Недоросль”. Там 33 музыкальных номера, прекрасные танцы, песни. Мы говорим, по-моему, на одном языке. Договорились, что в следующем году в сентябре пройдут обменные гастроли коллективов.

— Евгений Иванович, а есть ли в вашем репертуаре спектакли-долгожители? Можно ли просчитать такой успех?

— Не знаю, наверное можно. Наша сказка “Сестра моя Русалочка” жила в репертуаре 18 лет. В третий раз мы восстановили спектакль “Ханума”. Очень долго шел острый исторический спектакль “Фаворит” по Валентину Пикулю. Живой материал всегда находит отклик у зрителя.

— У театра есть спонсоры?

— Нет. Мы сами нормально зарабатываем. Нам помогает государство, оплачивает “коммуналку”, дает деньги на зарплату, периодически поощряет какими-то суммами. Насколько я понял, в Беларуси ситуация посложнее. Однако, по моим ощущениям, народ в театр меньше ходить не стал. Хотя время для искусства сейчас сложное. Когда-то билет к нам стоил 2 рубля 50 копеек. Столько же стоил гостиничный номер. Летали мы только самолетами. Сейчас вывезти труппу на самолете довольно проблематично. Но и сидеть на месте нельзя.

КСТАТИ

Сегодня вечером на сцене Музыкального театра — спектакль “Страсти по Торчалову”. Кроме него, минчан еще ждет встреча с постановками “Одолжите тенора”, “Случай в темной комнате”, второй показ спектаклей “Кастинг” и “Леонардо”, а также международный проект “Колыбельная для Гамлета”.

pepel@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter