Обращаясь в автомастерскую, требуйте отражения планируемых работ в бланке заказа

СТО раз отмерь

Авторемонтники, оказывающие услуги на территории гаражно–строительных кооперативов, вздохнули с облегчением: Декрет № 7 «О развитии предпринимательства» разрешает использовать гараж в качестве мастерской для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств без согласия общего собрания членов ГСК. Это позволило прежде нелегальным мини–СТО выйти из тени и работать в рамках закона. У крупных СТО появились новые конкуренты. Вот только возрос ли уровень обслуживания? Раньше проблему гаражных мастеров регулярно поднимали и МАРТ, и КГК, теперь там говорят, что претензий пока не имеют. А вот заместитель председателя правления столичного общественного объединения «Городское общество защиты прав потребителей» Дарина Гулюта утверждает, что кардинально изменилось соотношение обращений в их организацию. Если прежде потребители все больше жаловались на плохую работу крупных автомастерских, то теперь 60 процентов жалоб — именно по гаражным.

Фото  ВИТАЛИЯ  ГИЛЯ.

— И чаще всего мы вынуждены разбираться в ситуациях, когда потребителю не выдают заказ–наряд на выполнение работ и документы, подтверждающие получение денег от клиента. Это больше характерно для мелких мастерских, в том числе в гаражах, хотя и в некоторых СТО подобные факты также имеют место. А ведь если при приемке автомобиля не оформлены документы, то как потом выяснить, действительно ли выполнялись какие–то ремонтные работы, был ли причинен ущерб автомобилю вследствие действий мастера? Приходится собирать дополнительные доказательства.

фото  ВиталиЯ  ПивоварЧика.


— Декрет № 7 предоставил субъектам хозяйствования право самостоятельно определять порядок оформления заказов на бытовые услуги и учета материалов при их оказании. Но это не касается бытовых услуг по техническому обслуживанию и ремонту механических транспортных средств. Может, ушлые бизнесмены пользуются тем, что не все об этом знают?

Фото  Александра  КУЛЕВСКОГО.
— Я бы так не сказала. Многое зависит от стиля работы той или иной мастерской. Если некий частник привык диктовать свои условия клиенту или работает с ним без оформления документов, то не факт, что, выйдя из тени, он тут же станет белым и пушистым. Сами потребители при обращении в СТО должны проявлять принципиальность и требовать заполненную надлежащим образом копию бланка заказа–наряда, где четко обозначены сроки и объемы работ. Ведь как бывает? Клиент приезжает в мастерскую с одной проблемой, а в ходе осмотра или ремонта мастер обнаруживает еще и другую. Но даже тогда мы не рекомендуем потребителю по телефону соглашаться на дополнительные работы. Действия сторон необходимо подтверждать документально! Лучше лишний раз приехать в мастерскую и подписать новый заказ–наряд, чем потом доказывать, что по телефону речь шла о куда меньшей сумме. Также напомню, что клиент может потребовать возврат деталей, подлежавших замене, будь то тормозные колодки или воздушный фильтр, и автомастерская не вправе отказать ему, ссылаясь на некие внутренние правила. Это может быть определенной гарантией, что новые детали установлены. Хотя мы сталкивались и со случаями, когда клиенту под видом замененных возвращали запчасти вообще не с его автомобиля.

— Как обезопасить себя от неквалифицированных действий персонала мастерской, из–за которых машину возвращают с механическими повреждениями — царапинами, сколами, например?

— В заказ–наряде имеется передаточный акт, где указывается состояние, в котором прибыл автомобиль в мастерскую. Это очень важный момент. Приведу примеры. Относительно недавно к нам обратился потребитель — во время проведения сварочных работ в мастерской его автомобиль сгорел. Сумма ущерба составила около 4.000 рублей. Тут СТО изначально признала, что он был нанесен в результате неправильно выполняемых работ, и мы помогли потребителю лишь уточнить конкретную сумму. А вот в другом случае СТО пыталась отказаться от своих обязательств, когда клиент, забирая машину после ремонта двигателя, обнаружил повреждения корпуса. Как оказалось, перегоняя автомобиль на территории бокса, мастер... врезался в стену. Но отпирались до последнего: то обвиняя плохие тормоза (хотя в мастерской еще при диагностике должны были обнаружить проблему и указать на нее), то заявляя, что СТО не несет ответственности за действия своих сотрудников. Последнее — неправда: как только автомобиль попадает на территорию станции техобслуживания, ответственность за него начинает нести юрлицо. В результате правота клиента была все–таки доказана, а требования удовлетворены.

БЫЛ  СЛУЧАЙ

Просто казус случился с одним минчанином, когда у него забарахлил автомобиль. На станции техобслуживания пообещали, что найдут неисправность и устранят, а диагностика обойдется в 20 рублей. Клиент оставил машину, документы на нее и уехал. При этом заявка–заказ на проведение обслуживания транспортного средства не была заполнена вообще! Когда же в назначенный срок автовладелец вернулся на СТО, то обнаружил, что проблема, с которой он обращался, никуда не делась, зато появилась новая! Причем с него потребовали уже 200 рублей «за устранение части поломки». А когда клиент отказался, авто ему просто не отдали. Разбираться в ситуации отправилась юрист ОО «Городское общество защиты прав потребителей» в сопровождении тележурналистов. Завидев их, работники СТО заперли боксы и растворились в пространстве... Спустя время машину с документами потребителю таки вернули. Правда, неисправность так и не была устранена.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter