СТО раз отмерь...

Когда автосервис вырастет из гаражей?
Когда автосервис вырастет из гаражей?

Техосмотр в последние годы стал жестким и требовательным. Времена, когда инспектор ГАИ определял техническое состояние автомобиля на глазок, давно прошли. Теперь все в машине, вплоть до стеклоочистителей, должно соответствовать четким требованиям. Европейский уровень! Увы, иначе обстоит дело с автосервисом. Он еще не «вырос» из гаражей.

По–хорошему, автомобиль нужно диагностировать как минимум дважды в год — перед холодами и после зимы. Но где обслуживать машину? У официальных представителей автомобильных концернов цены рассчитаны на тугой кошелек. А частных универсальных СТО — раз–два и обчелся. Одна ремонтирует подвеску, другая, кроме двигателей, ничего не знает, третья занимается исключительно электрикой. Словом, узкая специализация...

Почему машине настает капот?

Конечно, можно было бы самому взяться за молоток и отвертку. Только грубая мужская сила «не по нраву» современным иномаркам. Одно дело – поменять лампочку в фаре, но с неисправностями подвески или двигателя так или иначе придется обращаться к автослесарям. А значит, готовьте деньги...

Первым делом неплохо было бы разобраться, почему чихает двигатель или громыхает подвеска. Хорошо, если есть проверенный квалифицированный мастер, который всегда подскажет, стоит ли менять деталь или можно обойтись без лишних расходов. Ведь далеко не каждый автолюбитель смекнет, что его обводят вокруг пальца недобросовестные сервисмены. Это в гастрономе можно проверить свежесть батона специальной ложечкой, а вот диагностировать «болевые точки» машины обычному автолюбителю самостоятельно вряд ли удастся.

Допустим, с неисправностями определились. Тогда новая дилемма: куда податься. Дальнейший маршрут зависит от толщины кошелька и крепости нервов. Абсолютное большинство водителей отправляется на сервисы средней руки. В таком случае запаситесь терпением! Скорее всего, придется неделю–другую подождать: сейчас повсюду очереди. Прямо как в советские времена, не автослесарь ищет клиента, а наоборот...

— Спрос пока намного превышает предложение, — соглашается и.о. заведующего отделом сертификации транспортных средств, работ и услуг БелНИИТ «Транстехника» Николай Корень. — На примете есть десятки СТО, но в итоге придется ехать по старым адресам. К примеру, я свою 15–летнюю иномарку вряд ли повезу на фирменный автосервис: цены там кусаются. Впрочем, клиентов все равно хватает. А мне же остается воспользоваться услугами автомастерских, которые обосновались в боксах.

Абсолютное большинство индивидуальных предпринимателей и частных фирм, занимающихся ремонтом автомобилей, арендуют площадь. Хотя 90 процентов из них расположены между вторым кольцом и МКАДом (не самая дорогая земля в Минске, между прочим), арендодатель обычно заламывает баснословную цену. Что, безусловно, сдерживает развитие автосервиса. Да и какой стимул брать кредит, покупать новое оборудование, делать ремонт, если в любой момент могут попросить освободить помещение?

Проблема актуальна не только для Минска и областных центров. В Кировске единственный на город автосервис вынужден кочевать с места на место. История завязалась два года назад, когда предприниматель Иван Дрозд взял в аренду у одного из предприятий несколько гаражных боксов и организовал СТО. Раньше автомобилистам приходилось ездить в Бобруйск или Могилев. Необходимость наматывать километры отпала. Бизнес у предпринимателя пошел в гору, каждый месяц сюда приезжали около 100 машин. Как вдруг сменился владелец предприятия–арендодателя — и нежданно–негаданно арендная плата повысилась втрое!

— Моему автосервису придется менять прописку и переселяться на окраину города, — вздыхает Иван Дрозд. — Но, пожалуй, хуже всего, что я фактически сижу на «чужом стуле», который могут потребовать освободить в любой момент.

Однако у руководства предприятия — свои доводы. «Мы были вынуждены поднять арендную плату, которая до этого была мизерной. Иначе первая же проверка предъявила бы претензии, — говорит его директор Михаил Иванов. — Все по закону. Сумма не взята с потолка. Ее высчитывали по сложной формуле, в зависимости от подведенных коммуникаций, размеров арендуемой площади, удаленности от центра».

Впрочем, любое повышение арендной платы автоматически ударит по карману автомобилистов. Вот и ответ на вопрос, почему в прайс–листах столько нулей. При этом у автосервиса нет стимула развиваться, к примеру покупать новое оборудование.

— Приятно сертифицировать автосервисы, которые каждый год расширяют услуги, — продолжает Николай Иванович. — Увы, таких единицы... Это могут позволить себе лишь те, кто выкупил помещение или построил СТО с нуля.

Приключения «электроника»

Отчасти именно поэтому страдает качество сервиса. Один показательный пример. Частенько автослесари, «поставив диагноз», отправляют владельца машины... на рынок запчастей. Конечно, не с пустыми руками. Всучат длиннющий «рецепт», который может изобиловать непонятными бедолаге терминами. Каково? Это все равно, если бы кассир в магазине на вашу просьбу продать пакет молока лениво показал бы на корову, пасущуюся на лугу, и вполне серьезно попросил подоить ее.

— Скорее всего, сотрудники СТО не хотят брать ответственность за надежность запчасти. А в случае поломки всегда можно сослаться на ее брак, — считает председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров (сюрвейер — инспектор или агент страховщика, осуществляющий осмотр имущества, принимаемого на страхование. — Авт.) на транспорте Юрий Важник. — Нежелание заниматься поиском запчастей свидетельствует еще об одной болезни рынка: сеть поставщиков до сих пор не отлажена. Нужную деталь приходится заказывать из–за границы. Эту цепочку нужно менять. В идеале страховые компании должны напрямую работать с СТО и оценивать ущерб после аварии в привязке к реальным ценам.

Но о какой объективности можно говорить, если профессионализм мастеров порой оставляет желать лучшего? В спешке автослесари могут не так прикрутить, а потом поди докажи, что поломка случилась по их вине. Порой нужна специальная экспертиза. Как–то одно неловкое движение сотрудника СТО обошлось мне в 50 у.е. Когда ударили морозы, пришлось срочно менять охлаждающую жидкость. Процедура несложная, но мастер зачем–то выдернул патрубок. Неисправность обнаружилась, когда стал сочиться антифриз. Пришлось разбирать всю переднюю панель.

Вряд ли мастер сделал это со злости. Вероятнее всего, просто не знал. Некоторые ремонтируют скорее по наитию, чем по разумению. А после расширения модельного ряда автомобилей ориентироваться стало еще сложнее. В страну хлынул поток бэушных иномарок разных марок и модификаций. Где упомнишь особенности каждой!

Увы, к некоторым машинам автослесари даже не знают, как подступиться. У одного моего приятеля когда–то была «Тойота–Карина» (седан с объемом двигателя 1,8 литра), но только в спортивном исполнении. Штучный товар на автомобильном рынке! Из–за некоторых особенностей подвески на СТО не знали, как сделать простейшее — развал–схождение. Владельцу эксклюзива приходилось буквально по шагам инструктировать сервисменов.

Хозяева СТО тоже часто сетуют на недостаток квалифицированного и опытного персонала. Как и раньше, толковые автослесари входят в тройку самых востребованных профессий. Попасть к хорошим мастерам — большая удача. «На прием» приходится записываться за неделю–две вперед. Их переманивают со станции на станцию, предлагают очень неплохую зарплату.

Особенно на рынке высокий спрос на хороших диагностов: чтобы нащупать неисправности, одного опыта мало — нужна тонкая интуиция. Толковые электрики тоже на особом счету (укротить непослушный компьютер по силам не каждому), отсюда их неплохой заработок. Не меньше ценятся специалисты по коробкам передач и двигателям, особенно дизельным. То ли дело подмастерье: откручивать шурупы под строгим взором старшего мастера — дело нехитрое.

Откуда брать кадры? Основным поставщиком должны быть средние специальные учебные заведения. К примеру, Минский государственный машиностроительный колледж в этом году впервые выпустит 55 специалистов, которые смогут ремонтировать на СТО двигатели. Распределение прошло на ура. Таким спросом вряд ли пользуются иные выпускники вузов.

Да, молодые знают теорию. Но опыта, увы, маловато. А вот бывалым мастерам не хватает специальных знаний. Чинить берутся методом тыка. Солидные СТО иногда отправляют своих работников на курсы повышения квалификации, к примеру, в Германию. Нужно ли говорить, что услуги автослесаря с заграничным дипломом обходятся намного дороже.

«Серый» сервис

Но если к легальным СТО можно предъявить хотя бы какие–то претензии, то с гаражных мастеров что с гуся вода. Сертификаты на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в Беларуси получили немногим больше 2.750 автомастерских. Много? Не думаю, вспомните об узкой специализации. Где же тогда ремонтируют машины?

Ответ я нашел в хитросплетениях гаражных массивов, которые вывели меня к одному из гаражных Кулибиных. В Минске, по оценкам независимых экспертов, от 500 до 1.000 «серых» автосервисов. Однако нелегальная СТО — вовсе не синоним плохой. В гаражах обосновались опытнейшие автослесари. Вот где золотые руки!

Обычный бокс приспособлен под профессиональную автомастерскую. Прошли времена, когда зазоры мерили тремя пальцами. Теперь наискосок развешен профессиональный инструмент. На полках аккуратно составлена специальная литература. Всегда под рукой ноутбук. Хороший автослесарь особо в рекламе не нуждается: народная молва обеспечит его клиентами.

Почему не легализуются? Из рассказов гаражных мастеров я установил, что многих сдерживают бюрократические проволочки, необходимость проходить сертификацию и регулярно платить налоги. Как заставить сделать бизнес прозрачным?

— Создать равные условия для всех участников рынка: правила игры должны быть одинаковыми для крупных дилерских автосервисов и мелких частных фирм, — загибает пальцы Юрий Важник. — Начать бизнес с нуля должна помочь разумная система кредитования. А эффективная система защиты прав потребителей — отстаивать позицию клиента. В частности, должен работать «горячий» телефон, по которому можно пожаловаться на недобросовестную СТО.

Автосервис сегодня — курица, которая несет золотые яйца. Глупо было бы сгонять несушку с ее места. Да, контроль должен быть. Но разумный, направленный на создание рыночной среды, в которой было бы удобно работать. Ведь чем больше легальных СТО, тем выше конкуренция. Экономика заработает дивиденды, если на рынке появятся дополнительные рабочие места, а в казну поступит больше налогов. Да и водителям удобно: есть выбор, а значит, работают законы рынка.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter