Станции техобслуживания автомобилей не соблюдают элементарные правила обслуживания клиентов

СТО претензий

Давно прошли те времена, когда автослесарь был всегда прав и личное знакомство с ним считалось большой удачей. Нынче один клик компьютерной мыши выдает сотни наименований станций техобслуживания. На любой вкус и кошелек. Максимум их в Минске. Но вот что удивительно: ни жесткая конкуренция, ни регулярные рейды по СТО не заставили их персонал элементарно выучить правила бытового обслуживания населения и закон о защите прав потребителей. Таков вкратце результат мониторинга торговой инспекции Минторга, стартовавшего в сентябре. Нарушения - практически везде!


Например, слесарные мастерские забывают о вывесках с названием организации, не соблюдают графики работы, согласованные с исполкомом, не обеспечивают работников нагрудными знаками, из рук вон плохо оформляют информационные стенды и первичные документы - приемосдаточные акты и наряды-заказы. В минувший понедельник мы побывали в очередном рейде с начальником территориального отдела торговой инспекции по Минской области Валерием Чемраевым, главным государственным инспектором Инспекции государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и стандартов Дмитрием Волосюком и Мариной Кругловой, главным специалистом торговой инспекции Минторга.


...Начну с ЧУП "Нинук" в Малиновке, хотя это была и не первая СТО, куда заглянули проверяющие. Но очень уж колоритная. Специализируется станция на шиномонтаже и комплексной мойке автомобилей. Но где находятся административные кабинеты, догадаться трудно - никаких вывесок. В книге замечаний и предложений полно автографов клиентов. К сожалению, весьма нелестных. Вот, скажем, запись, сделанная в декабре 2011 года:


"Безобразное отношение к клиентам! Невнимательность при обслуживании. Невозможно установить очередность мойки. Длительное ожидание при отсутствии клиентов". Еще одна цитата 2012 года: "Отсутствует организация обслуживания. На замечания работники отвечают в нецензурной форме". Или вот такое: "Прошу вернуть деньги за некачественную мойку. Воск не убирается со стекол!" И так далее и тому подобное. Однако, похоже, директор записи не очень-то читал. Во всяком случае, ответы на свои замечания граждане не получали с 2012 года.


- Я уже за это заплатил штраф налоговой инспекции, - обронил руководитель СТО на резонную ремарку Марины Кругловой о нарушении правил ведения книги замечаний и предложений.


Хотя штраф вовсе не освобождает от самой обязанности соблюдать требования законодательства. Информации для потребителя, например, о том, куда можно пожаловаться при возникновении проблем с качеством обслуживания, здесь тоже не нашлось места. В общем, если бы инспектора проводили не мониторинг, а проверку, без очередного штрафа тут точно бы не обошлось. К слову, имея букеты нарушений на существующем предприятии, директор нынче строит новые боксы для авто. Планирует расширяться...


- Что касается информации для потребителя, то она повально отсутствует практически везде, где нам довелось побывать в эти дни. Поводом для мониторинга стало большое количество жалоб на качество услуг СТО. Из-за отсутствия информации люди, формулируя претензию, порой не знают, куда и к кому обращались за ремонтом автомобиля. Хотя у мастера и приемщика обязательно должен быть бэйджик. С первичными документами тоже беда: то дату забыли поставить в заказе-наряде, то фамилию клиента неправильно пишут, - комментирует увиденное Валерий Чемраев. - Удивляет и несерьезное, как здесь, например, отношение к нарушениям. Я это связываю с тем, что ответственность - мизерная. За все, что мы сейчас выявили, положен штраф до 10 базовых величин. Но все решает суд. И практика показывает: судьи редко наказывают виновных штрафом больше одной базовой. Мы выступали инициаторами ужесточения мер ответственности. Однако пока ничего не изменилось.


В Инспекции государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и стандартов Госстандарта тоже аншлаг с жалобами на СТО. В основном на некачественный или без сертификата ремонт автомобилей.


Хотя очень часто обращения связаны с невнимательностью клиентов, говорит Дмитрий Волосюк:


- Последний пример. Человеку нужно было поменять ремень в автомобиле. Ему выдали заказ-наряд с перечнем дополнительных работ. "Я не просил ничего больше делать!" - возмущается клиент. А между тем, когда мы пришли на проверку, обнаружили: в заявке есть графа с перечнем работ, которые организация может предложить сама. И если человек поставил подпись в такой заявке, значит, согласился.


Но как, однако, грустно от того, что так называемый "совковый" стиль обслуживания живет и процветает! Может, это потому, что нарушителям все слишком легко сходит с рук.

aelita@sb.by


Компетентно

Юлия Стадольник, заведующая отделением гигиены труда Центра гигиены и эпидемиологии Центрального района Минска:

- С начала года мы проверили 31 организацию, оказывающую услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. Нарушения выявлены в 27. Как правило, есть серьезные претензии к санитарно-техническому состоянию производственных, бытовых помещений и территории. Работники не проходят вовремя медицинские осмотры. Зачастую работают в ужасных условиях, не обеспечены необходимыми средствами индивидуальной защиты, полотенцами и спецодеждой, которую работодатель еще и редко стирает. В бытовках хранятся шины. Аптечки для оказания первой медицинской помощи не укомплектованы.

Фото Виталия Пивоварчика.


Советская Белоруссия №177 (24558). Среда, 17 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter