Сто оттенков серии

Минчанин Валерий Алексеевич меряет блокбастеры тоннами

Почему минчанин Валерий Алексеевич считает «Кинг Конга» тяжелым?

В 1979 году в прокат выходит первый советский фильм-катастрофа «Экипаж». Желающих посмотреть его было столько, что за билетами люди стояли часами. А вот минчанин Валерий Николаевич Алексеевич смог увидеть эту картину 96 раз. Более того, за это время он 672 раза менял катушки с пленкой, которые в сумме весят две тонны. А все дело в профессии — он киномеханик.

Все начинается с техники

Направляюсь в кинотеатр «Победа». Это единственное место в Минске, куда кино до сих пор привозят на бобинах. Хотя даже здесь основную часть фильмов уже показывают «в цифре».

— С начала года в старом формате мы демонстрировали всего три картины: «Легок на помине», «Скорый Москва—Россия» и «Ной», — уточняет ситуацию генеральный директор УП «Киновидеопрокат» Василий Коктыш.

На втором этаже искомую комнату нахожу по шуму проектора. С киномехаником Валерием Алексеевичем начинаем готовить фильм к просмотру.

Идем в перемоточную, которая соседствует с аппаратной будкой. Повсюду стопки катушек, у стены — письменный стол. Именно здесь пленку собирают и склеивают скотчем. Кстати, состоит она, как правило, из пяти частей. Затем ленту шириной 35 миллиметров наматывают на бобину, и кино готово к показу.

— Обычно это занимает чуть больше получаса, — говорит Валерий и завершает работу. — Раньше каждые 20 минут нужно было заправлять пленку в проектор, а сегодня фильм идет целиком. Перед тем как сдать ленту обратно, все ее фрагменты снова расклеиваются.

За те тридцать лет, пока Валерий Алексеевич работает киномехаником, оборудование существенно изменилось. После того как в зале установили систему «Долби», намного удобнее стало работать со звуком. «Раньше громкость можно было определить, только находясь в кинозале. Теперь все наши действия отражены на экране аппаратуры», — рассказал Валерий.

Фильм, фильм, фильм!

Киномеханики могут с полным правом оценить, насколько фильм получился тяжелым. И дело не в работе режиссера и актеров, а в весе катушки. Чем фильм длиннее, тем больше он весит. Традиционная картина продолжительностью в полтора часа — это примерно 22—25 килограммов.

— Из фильмов-«тяжеловесов» вспоминается «Аватар», а картину «Кинг Конг» вообще все механики недобрым словом вспоминают — длилась она более трех часов! — рассказывает Валерий Алексеевич. — Хорошо запомнился советский «Экипаж» — две серии протяженностью 2 часа 20 минут.

Интересно, что «крутить» первый отечественный фильм-катастрофу Валерию пришлось в течение двух месяцев четыре раза в сутки шесть дней в неделю. В кинотеатре тогда был полный аншлаг. Достать билеты на сеанс трудно было даже сотрудникам.

А еще в те далекие советские годы популярны были индийские картины. Все билеты на них раскупали заранее. Мой собеседник тогда часто работал на открытой террасе в летнем кинозале «Победы».

— Вспоминается одна девушка, которая приходила на все сеансы одного и того же фильма, — рассказывает киномеханик. — Сначала я недоумевал: зачем ей это нужно? Позже мы познакомились, и оказалось, что все дело в танцах. Девушка занималась индийской хореографией, поэтому часами наблюдала за ней в кино.

Сам Валерий просмотрел свыше тысячи фильмов, провел более 30 тысяч сеансов. Из любимых — «Зеркало» Андрея Тарковского, «Белые Росы», «Любовь и голуби». С удовольствием пересматривает «Основной инстинкт». Нравится ему актерская игра Анджелины Джоли и Антонио Бандераса. «И почему она выбрала Брэда Питта, а не красавца Бандераса, я до сих пор понять не могу», — недоумевает киномеханик.

Спрашиваю у собеседника о любимых жанрах. «Главное, чтобы любовь красивая была, а это в любом встречается», — говорит Валерий.

Нет повести печальнее на свете

Валерий Алексеевич в молодости настолько любил кино, что в студенческие годы даже прогуливал учебу, чтобы попасть на сеанс. А стать киномехаником решил еще в детстве, когда смотрел фильмы на кинопередвижках — портативных киноустановках для демонстрации картин.

— Из юности вспоминается случай, когда мы с братом пошли на «Ромео и Джульетту», — продолжает киномеханик. — Было нам тогда лет по 13. И вот протягиваем мы квитки билетеру, а она смотрит на меня и говорит: «Вход на сеанс только с 16 лет». А вот брата почему-то пропустила. Так вот через годы я вернулся в этот кинотеатр, уже, правда, в роли киномеханика, и собственноручно поставил зрителям ту же картину про самую печальную историю на свете.

А самое интересное, здесь он несколько лет бок о бок проработал с той женщиной, которая когда-то его не пустила на сеанс. Но этот случай он ей не припомнил, говорит, «не хотел обижать, хорошая она женщина».

— Для нас, влюбленных в кино, фильмы — это страсть, — говорит Валерий. — Я учился с девушкой, которая в детстве стояла у курятника и ждала, пока курицы снесут яйца. Потом тайком от родителей сдавала их в магазин, а на вырученные деньги покупала билет в кино.

Мы прощаемся, и мне грустно. От того, что Валерий Николаевич, а вернее его дело, натура, увы, уходящая. Ведь скоро пленку перестанут использовать в кинопрокате, а значит, профессия киномеханика доживает свой век… Но ценители кино, как и фотолюбители, еще долго будут «крутить» фильмы на ленте с перфорацией.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter