Сто лет революции: рассуждения историка, репортаж из тематического музея и стрим-опрос молодежи

Столетие события, которое стало революционным во всех смыслах, ныне встречают довольно спокойно. Грандиозных демонстраций, которые непременно проходили в этот день, уже не предвидится. Тем не менее стоит признать: Великий Октябрь дал урок всему человечеству и круглая дата — прекрасный повод поспорить о положительных и отрицательных его моментах. Мы решили не отставать от тренда и пригласили в редакцию профессионального историка, который рассказал нам о своем видении событий того времени. А заодно мы посетили единственный на сегодняшний день в стране музей советской атрибутики и дали слово молодым людям. Выяснилось, что их мнения о революции заметно отличаются от канонического.

Вспомнить именем революции

Директор Института истории НАН — о значении Великого Октября, переписывании исторических фактов и особенностях человеческой памяти


Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ


Любопытный опрос, проведенный недавно в России, показал: почти у 50% россиян дата 7 ноября ассоциируется с праздником. Правда, бывшим, советским, который теперь официально наши соседи не отмечают. Где-то у шестой части опрошенных упоминание даты вызывает логическую связь с песнями, флагами и демонстрациями. Еще примерно столько же называли другие, несколько вербальные ассоциации: исторический факт, государственный переворот, Ленин. Кому-то дата навевает детские воспоминания, для кого-то — связана исключительно с негативом. А что думают по этому поводу в нашей стране? Накануне 100-летия Великого Октября поделиться своими впечатлениями по поводу событий тех лет «Р» попросила директора Института истории НАН, кандидата исторических наук Вячеслава ДАНИЛОВИЧА.


Роль Октября

—  На мой взгляд, 7 ноября – это дата знаковая. В том числе и для истории нашей страны. Я бы посмотрел на нее именно с этой точки зрения. Как бы там ни было, но события 1917 года открыли путь к реализации идеи белорусской государственности на национальной основе. Кроме того, я хотел бы напомнить, что многие поколения выросли на этой дате, имеют хорошие ассоциации с ней — торжества, демонстрации, парады.

Конечно, спустя годы революционный пафос отошел на второй план. Сегодня, кстати, это характерно и для нашей страны, революционная окраска осталась где-то далеко в истории, а на первый план вышла важная социальная составляющая, которую тоже принесла Октябрьская революция, обещавшая построить государство, которое бы обеспечило социальное равенство. И у нас эта направленность сохраняется.

Как у нас празднуется День Октябрьской революции? Обычно под эту дату открываются социально значимые объекты. То есть вперед выходит социальное созидательное направление. Конечно, любая революция — это потрясение в жизни любого общества. В итоге  оно отодвигается в своем развитии назад. И только потом, когда будет создан обновленный механизм, оно начинает двигаться вперед. Поэтому мы должны объективно смотреть на этот исторический процесс и брать лучшее от того, что он принес.

— Вячеслав Викторович, а как изменились школьный, вузовский курсы истории за эти годы?

— Когда изначально в отношении того либо иного исторического события звучат только восторженные и положительные отзывы, то через какой-то отрезок времени возникнет желание и потребность узнать, а как же было на самом деле. Ведь не может быть все так идеально. И мы эту картину наблюдали в 1990-е, когда Союз рухнул, начались демократические преобразования и, соответственно, выплыл поток негатива, связанного с революцией, что было вполне закономерно. Это, конечно же, находило свое отражение и в преподавании. В советские годы это была одна сторона, в 1990-е — другая, а сейчас настало время, когда мы должны объективно и спокойно взглянуть на те события, как говорят, отделить зерна от плевел. Посмотреть, что было отрицательного — и это не надо прятать, но и что было положительного. В истории очень мало явлений, которые были бы позитивными или негативными в чистом виде.

В 2011–2012 годах у нас вышел двухтомник «Гісторыя беларускай дзяржаўнасці ў канцы ХVIII — пачатку ХХІ стагоддзя», где в том числе нашли отражение и революционные события. А сейчас завершается подготовка пятитомника «История белорусской государственности» — от древности и до современности. В третьем томе раскрыта революционная тематика, то, как эти события проходили на нашей территории. Это наш взгляд с точки зрения белорусской государственности. Взгляд глазами нашего народа. Ведь за нас это никто не сделает. Мы можем получить польский, российский, украинский, литовский взгляд на нашу историю. Но это будет их взгляд. А мы должны формировать свое видение.

— В пятитомник вошли дополнительные исследования и неизвестные факты?

—  Конечно. Вообще, в нем представлен новейший подход – рассмотрение истории Беларуси через призму белорусской государственности. Причем мы понимаем государственность как внутренний потенциал народа, который формируется тысячелетиями и обеспечивает его право на продолжительное самостоятельное развитие в рамках суверенного государства. Ведь если этого потенциала нет, территория, объявленная независимым государством, долго в таком качестве не просуществует.

Фото БЕЛТА

Проводились и дополнительные исследования. В частности, по Брестскому мирному договору 1918 года, который большевики подписали с Германией и который поделил территорию страны. Поднят целый ряд  документов. Мы проанализировали, как происходило формирование белорусского государства на советской основе. Сначала — объявление ССРБ, потом преобразование в Литбел и потом снова ССРБ. И мы пришли к выводу, что это был период проб и ошибок, поиска формы белорусской национальной государственности и что территория страны, увы, определенное время выступала как разменная монета. Но самый важный вывод заключается в том, что эти негативные моменты, в том числе передел страны, все-таки завершились позитивно: большевики сохранили белорусское национальное государство на советской основе. Пускай изначально там было только шесть поветов, но после укрупнений 1924 и 1926 годов восточные этнические территории вернулись в состав Беларуси. А осенью 1939 года был совершен акт исторической справедливости: белорусский народ воссоединился в едином государстве. Это тоже положительный момент, о котором мы не должны забывать.

История с правками и дополнениями

— Сегодня модно переписывать историю. В итоге один и тот же факт в зависимости от интерпретации может при-обретать разную окраску. Много ли у нас поводов для конфронтации с историками других стран по вопросам празднования Дня Октябрьской революции?

— В любом государстве на те или иные события смотрят со своей стороны. И это нормально. А потому точка зрения, например, Беларуси и Польши по целому ряду событий может различаться. С российскими коллегами, кстати, больших разногласий в плане интерпретации исторических событий у нас нет. Вообще, мы не должны стремиться к конфронтации. Нам просто необходимо аргументированно отстаивать свою точку зрения.

На переписывание истории можно посмотреть двояко. С одной стороны, мы не должны допускать искажений фактов и событий. И должны им противостоять. Поэтому мы проводим региональные форумы, где встречаемся с местными властями, краеведами, учителями, школьниками, студентами, выступаем с результатами новейших исследований. Таким образом мы стремимся расширить объективный взгляд на историю страны. Кстати, по итогам такой работы в свет выходит целая серия книг «Беларусь праз прызму рэгіянальнай гісторыі». С другой стороны, историческая наука на месте не стоит.

Объективный взгляд

— Не секрет, что сегодня многие молодые не помнят о дате 7 ноября, не знают, кто такой Ленин. Нужно ли популяризировать историю тех времен?


— Молодое поколение, каждый гражданин должны знать историю своей страны со времен древности до современности. Конечно, пробелы в этой сфере у нас есть и ликвидировать их можно и нужно только общими усилиями. Усилиями Минобразования, Национальной академии наук, СМИ.

Не секрет, что у нас выпускается огромный пласт литературы околонаучной, которая зачастую подает искаженный взгляд на исторические события. И выходит она большими тиражами. К сожалению, наша научная литература выпускается малыми тиражами, 500 экземпляров считается очень даже неплохо. Поэтому пока нам конкурировать сложно. В этой связи очень важно расширять издание научно-популярной литературы, подготовленной учеными-специалистами.

Сегодня необходимо общими усилиями продвигать объективный взгляд на нашу историю. Это очень важно для развития любого государства. Иначе в массовое сознание внедряется искаженное представление о собственной истории, и можно прийти к тем же разрушительным «цветным революциям», которые мы видим у соседей. Думаю, проблемы сохранения объективной исторической памяти, формирования исторического самосознания нашего народа будут рассматриваться и на планируемом в ближайшее время ІІ съезде ученых.

Вера  АРТЕАГА

veraart14@mail.ru


Хранитель эпохи

Мы побывали в единственном в стране музее советской атрибутики

Плакат с надписью «Каждый обязан беречь и сохранять то, что оставлено нам в наследство» и огромные бюсты вождя мирового пролетариата Владимира Ленина — мы на ул. Котовского, 18 в Полоцке. Здесь расположен единственный в стране дом-музей, посвященный СССР. Его создатель Николай Панкрат встречает нас и предлагает совершить путешествие в Страну Советов — как раз накануне 100-летия той даты, которая и стала отправной точкой создания этого государства.


Смысл жизни

Музей с философским названием «Смысл жизни» расположился на двух этажах пристройки к дому Николая Панкрата. На первом — все, что непосредственно связано с жизнью коллекционера. Здесь и стенд, посвященный его родному городу — Дисне, и экспонаты, хранящие историю Полоцка и Новополоцка, и стена с предметами из музея 37-й Речицкой дивизии, в которой Николай Глебович служил. Скульптура юного Володи Ульянова особенно дорога создателю музея, ведь именно перед ней он произносил свою первую в жизни клятву — ту самую, про «горячо любить и беречь Родину». Диафильмы, марки, игрушки, конверты, значки, книги, календари — кажется, здесь можно найти все, что так или иначе ассоциируется с эпохой СССР. Почетное место в коллекции занимает бронзовый герб БССР весом почти 200 килограммов, который был найден в 1991 году, сразу после развала СССР. Комплекс, кстати, объединяет три музея: «Эпоха Ленина», «А.С. Пушкин. Взгляд из прошлого» и «Благо Отечества — Наше Благо».

— Что касается экспозиции, посвященной великому русскому поэту, то я просто продолжил дело матери. У меня здесь более 150 бюстов, сотни книг классика, плакаты, марки, открытки. Удивительно, что в детстве я жил на улице Пушкинской, моя мать родилась 10 февраля, в годовщину смерти Александра Сергеевича, родом она из колхоза имени Пушкина Миорского района, и сегодня у меня в Полоцке квартира именно на улице Пушкина.

С вождями мирового пролетариата таких совпадений почти нет, хотя улица или проспект Ленина есть почти в каждом городе страны. Просто Николай Глебович счел своим долгом сохранить то, что люди стали вычеркивать из своей жизни. Кстати, сам полочанин в коммунистической партии не состоял и относится к тому времени более чем нейтрально. На прямой вопрос отвечает, что хватало в той эпохе всего — и хорошего, и плохого:

— Пять лет я служил в Германии и был в шоке от того, насколько лучше живет побежденный народ. А еще мы ездили в Литву за колбасой… Но историю важно сохранить, какой бы она ни была. Если человек хочет забыть прошлое, у него нет сердца, а если он хочет вернуть прошлое, у него нет разума. Вот в чем я уверен.

Посетители из 76 стран

— Извините, конечно, но сейчас вы попадаете в Советский Союз, — абсолютно серьезно говорит Николай Глебович, пока мы поднимаемся по винтовой лестнице на второй этаж. Здесь экспозиция посвящена исключительно Стране Советов. Рядом с многочисленными бюстами Ленина бюсты Маркса и Энгельса, Сталина, Валентины Терешковой, Надежды Крупской и даже Гагарина, в коллекции Николая Панкрата есть плита с места гибели космонавта.


Создатель музея может подробно рассказать историю каждого экспоната. Какие-то он обменивал, другие покупал или принимал в дар, но, как ни странно, очень многие скульптуры он просто нашел на свалках. После развала Советского Союза, вспоминает коллекционер, выбрасывали все, связанное с ушедшей эпохой, даже бюсты по 100—150 кг. А Николай Панкрат на машине с прицепом привозил их и сохранил. Пренебрежительное отношение к памятникам и сегодня полочанина возмущает до глубины души:

— В период развала СССР исторические памятники той эпохи были снесены и вывезены на мусорную свалку, а те, которые не удалось вывезти, закопали прямо во дворе! А ведь все эти памятники в свое время были установлены с какой-то целью. Я не раз обращался к властям, чтобы их восстановили. Ведь памятники — свидетели истории, но только тогда, когда установлены на обозрение граждан, а не закопаны в землю.

Россияне не раз интересовались коллекцией Николая Глебовича, но тот продавать ее даже за очень большие суммы отказался. Хочет, чтобы экспозиция осталась в стране, в память внукам и предкам. Сейчас, правда, всерьез размышляет над тем, что делать с музеем дальше. В помещении Николай Панкрат один выполняет работу и уборщика, и экскурсовода, и хозяина: справляться ему становится все тяжелее… Полочанину очень хотелось бы, чтобы территорию у музея облагородили и хотя бы поставили указатель — неместным найти частный дом сложно. Также коллекционер хочет переместить всю экспозицию в другой, пока недостроенный дом на его участке, сделать залы и красиво расставить там все имеющиеся у него экспонаты.

На втором этаже находится и кабинет Николая Глебовича. Здесь письменный стол, особенно дорогие коллекционеру экспонаты и портрет Владимира Ленина, удивительным образом соседствующий с православными, католическими крестами и иконами. Хозяин музея объясняет:

— Думаете, в Советском Союзе не молились? Молились. И я показываю в своем доме ту эпоху, какой она была. Мой музей — это, можно сказать, место примирения: для партийных, беспартийных, верующих и неверующих.

КСТАТИ

За 10 лет в музее побывало около 14 тысяч человек из 76 стран мира.

Юлия МАТУЗОВА

matuzova@sb.by

Фото Николая РОМАНОВСКОГО


«Троцкi — гэта герой новага фiльма?»

Моладзь: чаму неабходна захаваць памяць пра падзеi 1917-га

Сто гадоў таму адбыліся маштабныя падзеі, якія змянілі ход сусветнай гісторыі. Іх дэталёвы аналіз апублікаваны ў сотнях кніг і падручнікаў. А што пра Кастрычніцкую рэвалюцыю ведае сучасная моладзь? Мы гэта высветлілі, пагутарыўшы са студэнтамі і маладымі спецыялістамі.

Марына СІПОВІЧ, маладая мама, 33 гады:


— Рэвалюцыю 1917 года называлі «Вялікай» — яна дала пачатак пераходу ад капіталізму да сацыялізму ў свеце. Называлі «сацыялістычнай» — з-за імкнення пабудаваць сацыялістычнае грамадства. Цяпер тыя падзеі называюць Кастрыч-ніцкай рэвалюцыяй. Мы, сучасная моладзь, проста абавязаны захоўваць гэту гістарычную спадчыну. Наша краіна цяпер паспяхова развіваецца: мы пастараліся ўзяць лепшае з савецкага перыяду і, упэўнена, на прынцыпах міралюбнасці і добрасуседства рухаемся наперад.

Вадзім БЕГЕР, індывідуальны прадпрымальнік, 26 гадоў:


— У выніку рэвалюцыі, акрамя дзяржаўнага ладу, змянілася і многае іншае. Напрыклад, адбылася рэвалюцыя ў рускай мове. У той час з’явілася мноства новых палітычных і эканамічных тэрмінаў, а таксама ўкараніліся вялікія абрэвіятуры. Некаторыя з іх нават трапілі ў Кнігу рэкордаў Гінеса — напрыклад, тая, у якой побач стаяць адразу 66 літар! Былі змены і ў алфавіце: ён страціў літары яць, фіта, і дзесяцярычнае, цвёрды знак на канцы слоў і іжыцу.

Сяргей РАДЗІВОНІК, будаўнік, 23 гады:


— Кастрычніцкая рэвалюцыя стала выдатнай падзеяй мінулага стагоддзя. Калі ўзгадваю пра гэта, адразу ўсплываюць лозунгі рэвалюцыі: «Мір — народам», «Зямля — сялянам», «Фабрыкі — рабочым». Вядома, даведаўся пра тыя падзеі толькі з кніг і вуснаў педагогаў. У прэсе ў апошні час сталі ўсплываць цікавыя, раней невядомыя факты. Абавязкова прачытаю, а нешта з пуб-лікацый захаваю для нашчадкаў.

Анастасія ВАЛАДЗЬКО, інжынер-эканаміст, 25 гадоў:


— Пасля рэвалюцыі не стала дваран, купцоў, мяшчан. Зніклі графы, князі, губернатары. Замест «ваша высакароддзе» звярталіся да суразмоўцы «таварыш». А імёны якія з’явіліся! Я знаёма з Нінэль — ад зваротнага прачытання прозвішча Ленін. Дзяцей называлі Дамір — ад лозунга «Даешь мировую революцию!», Кармэн — ад назвы «Красная армия», Люцыя — ад слова «рэвалюцыя».

Кацярына САЎЧАНКА, PR-менеджар, 26 гадоў:


— Пасля рэвалюцыі шмат якія вуліцы сталі насіць тэматычныя назвы. З’явіліся таблічкі з імёнамі рэвалюцыянераў, вайсковых начальнікаў. Старыя назвы ў асноўным зніклі. Плошчы вялікіх і маленькіх населеных пунктаў назвалі ў гонар Леніна, там жа паўсюдна ўсталёўвалі яму помнікі. Многія манументы пасля шматлікіх рэстаўрацый захаваліся да нашых дзён. Калі падарожнічаю па рэгіёнах, увесь час звяртаю на іх увагу. І нават фатаграфую.

Андрэй ВАСІЛЬЕЎ, студэнт, 20 гадоў:


— Не здымайце мяне, бо крыху сорамна. Школьныя ўрокі па гэтай тэме, напэўна, прагуляў, а потым не да гісторыі было. Ніколі ў жыцці не сутыкаўся з сітуацыяй, каб у мяне запыталіся пра Кастрычніцкую рэвалюцыю. Вы першыя. Як вы кажаце, Троцкі быў тады адным з рэвалюцыйных дзеячаў? Кніг пра яго я не чытаў, але пра новы фільм чуў. Хутка па тэлевізары прэм'еру пакажуць. Пагляджу, вось тады і задавайце мне пытанні.

Пытаннi задавала Юлія ПАПКО

ypopko@bk.ru

Фота з архіва герояў матэрыялу

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
АЮВ
Какая нелепость в словах директора Института истории НАН Вячеслава Диниловича. Цитирую дословно: "мы не должны допускать искажения фактов и событий. Но должны им противостоять." Это как Вас понимать, уважаемый? Искажать не должны, но противостоять фактам обязаны. Тогда, что это за факты? И являются ли они фактами? Александр Суворов, бесспорно, великий полководец. Но и беспощадный палач беларускага народа. Он, с присущем ему, военным талантом, подавил в крови народные выступления под предводительством Кастуся Калиновского. Какие факты искажать не допустим, а каким будем противостоять? Ась? Уважаемый. Болтай Емеля - твоя неделя. Что там про расстрел семьи Николая II? Допускаю: подлец, прелюбодей и ненавистник своего народа. Заслуживает. Жена немка, так ей и надо. Но дети тут при чем? Чем виноваты? Их за что? За то родились в семье царя. Так они в этом не виноваты. Где родились, там и родились. Или факты говорят о другом? Будем им противостоять. Удачи!      
АЮВ
Какая нелепость в словах директора Института истории НАН Вячеслава Диниловича. Цитирую дословно: "мы не должны допускать искажения фактов и событий. Но должны им противостоять." Это как Вас понимать, уважаемый? Искажать не должны, но противостоять фактам обязаны. Тогда, что это за факты? И являются ли они фактами? Александр Суворов, бесспорно, великий полководец. Но и беспощадный палач беларускага народа. Он, с присущем ему, военным талантом, подавил в крови народные выступления под предводительством Кастуся Калиновского. Какие факты искажать не допустим, а каким будем противостоять? Ась? Уважаемый. Болтай Емеля - твоя неделя. Что там про расстрел семьи Николая II? Допускаю: подлец, прелюбодей и ненавистник своего народа. Заслуживает. Жена немка, так ей и надо. Но дети тут при чем? Чем виноваты? Их за что? За то родились в семье царя. Так они в этом не виноваты. Где родились, там и родились. Или факты говорят о другом? Будем им противостоять. Удачи!      
Критик Достижений
В Октябре 1917 г. была попытка построить реальное,- социально справедливое государство. Народ никогда бы не поднялся на революцию, если бы царский режим не довёл страну до нищеты и краха (революционная ситуация)... Нынче, все социальные достижения трудящихся,- растоптаны, полное оболванивание населения СМИ.   Феодализм и дикий капитализм,- определяют нашу эпоху....
Иван г.Кричев
АЮВ, ваша либеральная идеология не позволяет вам высказывать правду, поэтому принимайте без истерики все
исторические исследования других. А лучше помолчите вовсе, все равно вы ничего путного не скажете,кроме тупой и
бестолковой истерики!
Александр, 100
АЮВ,
"...  беспощадный палач беларускага народа. Он, с присущем ему, военным талантом, подавил в крови народные выступления под предводительством Кастуся Калиновского. ..."    Это вы об А. Суворове???  Конечно, работа у него была такая. Но другие исторические документы говорят, Что А.Суворов прекратил резню народа Калиновским.       То есть правдивая фраза ваша только эта: "... Какие факты искажать не допустим, а каким будем противостоять? Ась? ..."   Скажите  АЮВ, почему его называли кровавым мясником? Наверное родимые пятна бандеровщины и белогвардейщины возвращались вспять, из нашего времени в прошлые века?  АЮВ - нацменство это всегда не только ложь, но и кровь.
 
Александр, 100
      Николаю Глебовичу Панкрат моё почтение и уважение!       А вот "Андрей Васильев, студент, 20 лет" говорит, что из деятелей Великой Октябрьской он слышал только о Троцком! Что после этого можно сказать о пропаганде, о СМИ. Кого они воспитывают своим замалчиванием истории?  Теперь понятно почему молодёжь идёт к современным бандеровцам, власовцам, в талибан, в игил и прочие банды. Это я называю как минимум попустительство. Минимум, а фактически ещё хуже.
Александр, 100
Иван г.Кричев, Иван, добрый вы человек. У меня так не получается, язык не поворачивается. Пытаюсь сказать "либеральная идеология". А получается у меня "нацмено-фашистская идеология".
Хорлай, 33
АЮВ, Александр, вообще-то Суворов подавил восстание Костюшко, а восстание Калиновского подавил Муравьев. Хотя да, оба военных деятеля - палачи и вешальники.
Александр, 100
Хорлай, 33, Вы учите своего сподвижника АЮВа (не понимаю, какая вам корысть выбирать "клички" себе. Имена что-ли вам свои не нравятся?) Сказал АЮВ Калиновский - значит так тому и быть. Для меня важнее то, что именно того К. и другого К. народ называл кровавыми мясниками. Ещё важнее, что абсолютное большинство простого народа были против К. и К. И оба они в основном сражались против народа. Против "царских вешателей и душителей" сражались спиной и быстрым бегом. Такой стиль "борьбы" - основная черта и свойство любого нацистского движения. Во все времена, во всех странах. И все они под лозунгом "свободы". Это и местные банд. формирования в гражданскую войну. Басмаческое движение в Средней Азии и ... . Перечислять можно бесконечно, вплоть до "талибоигиловства" ныне. Одно у них общее: все подпитываются извне. И второе общее: Не К., К., и т.д. - для народа. Напротив, народ сырьё для них. И третье общее: кровь людская для них не водица, её они не жалеют - людей много, да и бабы ещё нарожают. А вот себя берегут. А как же, их же мало! И, говорят, кровь ихняя голубая. Кстати, большое ли отношение и тот и другой имели к Беларуси? На каком языке они гутарили, писали иероглифы? Учитесь, учитесь и ещё раз учитесь! Так говорил дедушка Ленин. А он плохого не советовал.
Александр, 100
АЮВ, Хорлай, 33, Прошу прощения вспомнил классический пример "одного из многих" К. Известен в наше время как Хаджи-Мурат. Такой же гордый свободолюбец Кавказа. Поинтересуйтесь, узнайте как окончили его движение "сатрапы-вешатели", конец его жизни. Полезно для общего развития, так сказать.
Александр, 100
Хорлай, 33, АЮВ, Ещё раз извиняюсь: Шамиль. Вызывает интерес финал деятельности абсолютного большинства "руководителей" борцов за неведомые свободы. Почти для всех их подходит поговорка: ХОРОШО УСТРОИЛИСЬ. А люди как? Как, как... Вас много, как-нибудь устроитесь.
Александр, 100
Хорлай, 33, Уважаемый, приношу извинения за то, что записал вас в одну компанию с АЮВ. Поторопился, читая ваш комментарий. Буду наказан.
Александр,53,Бобруйск
АЮВ, есть историки.а есть ИСТорики и между ними прОпасть,всем пропАсть. Делили и продолжают делить на белых и красных,хотя.даже коммунисты говорили,что сын за отца не ответчик. Хоть бы кто зашёл в Википедию и почитал там о тех событиях,об истинных причинах тех трагических событий,кто же всё-таки спровоцировал ту резню. Но нет,отдельные ,,историки,, становятся в позу и объявляют себя под над усе---вот основная причина всех наших бед......... Ежели мы убиваем детей своих врагов,то чем мы отличаемся от животных,тех же львов-царей природы!? Ассоциация получается стопроцентная---мы тоже цари природы,а царям,знать,убивать детей своих противников вполне себе обычное явление....
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?