СТО и один вопрос

Часто банальная услуга — обслуживание автомобиля — оборачивается для клиента сплошной нервотрепкой и незапланированной тратой денег...

Часто банальная услуга — обслуживание автомобиля — оборачивается для клиента сплошной нервотрепкой и незапланированной тратой денег. Сначала в очереди две недели подожди, потом запчасти «не знаю где» найди, в конце концов счет шокирует. Но это еще полбеды: через месяц вдруг выяснится, что запчасти левые, гарантия не действует и вообще «шел бы ты отсюда». На СТО — сто проблем! Так, что ли, получается? Ответ на этот вопрос искали во время проверок автосервисов сотрудники Комитета госконтроля.


Результаты в общем-то шокирующие. Эту сферу контролеры назвали одной из наиболее криминальных. Оказалось, на большинстве СТО скрывают реальную выручку, кое–где кассовые аппараты не включались несколько месяцев, официальная зарплата сотрудников автосервисов занижена в десятки (!) раз, запчасти поставляются по «серым» схемам. Симптоматичный пример: как только на авторынках появлялись проверяющие, многие точки сразу закрывались. Почему, если они работали легально?


— В теневом обороте находится более 50 процентов объема услуг автосервиса, оказываемых юридическими лицами. Потери бюджета в прошлом году из–за сокрытия выручки и неуплаты налогов и сборов составили около 55 миллиардов рублей, — называет колоссальные цифры начальник главного управления контроля потребительского рынка и сферы услуг КГК Владимир Каленик. — И это по самым скромным подсчетам! Нужно учитывать, что сектор автобизнеса постоянно расширяется. В прошлом году по сравнению с 2006–м объем услуг автосервиса вырос почти в два раза.


Правда, еще большой вопрос, куда развивается сфера. Во время проверок оказалось, что каждая третья станция техобслуживания оказывала услуги без сертификатов соответствия. То есть фактически работали нелегально! Причем речь идет не о мастерских где–нибудь в глухой провинции. В центре Минска на улице Бровки четыре года работало ТЧУП «Рэмтрейд», которое обслуживало в основном дорогие автомобили. Контролеры подчеркивают: у СТО не было сертификата соответствия, кассового аппарата, работники в штате не состояли. Зато факты свидетельствовали о весьма успешной работе нелегального автосервиса.


— Куда смотрели налоговая инспекция, Госстандарт, администрация района? — задавал острые вопросы на вчерашней коллегии Председатель КГК Зенон Ломать.


Вообще, масштабы «подпольной» работы автосервисов впечатляют. Выяснилось, что кассовые аппараты сотрудники СТО упорно не включают, например, «потому что клиентов еще нет». Так, на минских СТО ООО «БелСахель» выявлены 952 незарегистрированные заявки, на ЧУП «Станция технического обслуживания «Олимп» — 248! Список можно продолжить... К тому же часто выручку занижают вдвое, а то и втрое. Контролеры провели опрос среди владельцев машин, которые ремонтировались в некоторых автомастерских: клиенты часто платили одну сумму, а в заказ–нарядах указывалась другая, разумеется, заниженная.


Причем это типичная картина не только для столицы. Автосервисы нелегально работали и в других городах. Например, больше года оказывало услуги, не включенные в сертификат соответствия, ОДО «ЮАН–Сервис» (Гродно), около двух лет — ОАО «Станция технического обслуживания № 2» (Гродно), семь месяцев — ОДО «Инжавтосервис» (Витебск). Что это значит? Клиенты, доверяя ремонт машин таким станциям техобслуживания, рисковали не только деньгами. Кто мог ручаться за качество ремонта? Где гарантия, что все узлы и механизмы работали корректно?


Этот вопрос актуален вдвойне: происхождение и качество запчастей зачастую вызывает большие сомнения. Реализация их по «серым» схемам носит массовый характер. Каждая пятая проверка в этой сфере департамента финансовых расследований КГК неминуемо завершалась возбуждением уголовного дела. Скажем, в Минске для ПТЧУП «Аренасавто» поставляли автозапчасти шесть субъектов хозяйствования. Правда, только по документам. По данным Комитета госконтроля, их подставные «руководители» никакого участия в активной деятельности не принимали, договоров не заключали, товаров не поставляли, бухгалтерских документов не подписывали... Каково?


Итог проверок — возбуждено около 50 уголовных дел, конфисковано товаров более чем на миллиард рублей, к административной и дисциплинарной ответственности привлечены десятки должностных лиц. Надо полагать, непосредственные виновники наказаны. Но у Комитета госконтроля немало претензий и к государственным органам.


— Автосервис сосредоточен в руках частного бизнеса. И это нормально, — считает Зенон Ломать. — Но в этой сфере нет системы должного контроля в первую очередь со стороны местных исполнительных и распорядительных органов. У нас есть серьезные претензии к Министерству торговли, которое практически не занимается развитием бытового обслуживания населения. Госстандарт допустил упущения по контролю за деятельностью аккредитованных органов по сертификации услуг автосервиса. Иногда решения принимались формально, без учета всех требований.


Прозвучала критика и в адрес других министерств, ведомств. Действительно, обоснованных претензий и нарушений масса. Это недвусмысленный сигнал — в сфере автосервиса есть большие проблемы. Спрос на качественное обслуживание машин–десятилеток, на которых ездит большинство наших водителей, заметно превышает предложение. Толковый автослесарь по–прежнему входит в тройку самых востребованных специалистов сферы бытового обслуживания. Хороших мастеров переманивают, номера их телефонов кочуют из мобильника в мобильник, а очереди на СТО только растут. Почему?


Может быть, автосервисов банально не хватает? Давайте подсчитаем: всего, по данным Госстандарта, выдано более 3.100 сертификатов соответствия на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Но вспомните про узкую специализацию большинства: кто–то занимается покраской, кто–то открыл шиномонтаж, кто–то ремонтирует исключительно подвеску. Вот и получается, что почти на 3.000.000 автомобилей сервисов не так уж и много... Неудивительно, что пока водители гоняются за автомехаником, а не наоборот. И низкая конкуренция никак не способствует развитию услуг и понижению цен. Все равно клиент занимает очередь!


Очевидно, огромная часть автосервисов работает подпольно — владельцы машин все чаще ремонтируются в гаражах. Там старый знакомый дядя Вася не обсчитает, подвеску худо–бедно подлатает. Вот где теряются деньги! Эксперты считают: необходимо активно способствовать легализации таких автомастерских. Это поможет обратить в бюджет огромные деньги. Но сначала предстоит выяснить, почему квалифицированные мастера уходят в тень. Одна из возможных причин — высокая арендная плата за помещение, которое отвечает требованиям СТО. В прошлом году многие сервисы вынуждены были сокращать арендуемую площадь. А это значит, еще меньше автомобилей получили своевременную помощь. Куда они направились?


Не менее важный вопрос — создание стройной системы подготовки квалифицированных сотрудников СТО. Ведь понятие «автослесарь» слишком широкое. А хороших диагностов, специалистов по двигателям, мастеров по топливной аппаратуре раз–два и обчелся.


В конце концов, необходимо создать максимально равные условия для всех участников рынка: правила игры должны быть одинаковыми для крупных дилерских автосервисов и мелких частных фирм. Начать бизнес с нуля поможет разумная система кредитования. А эффективная система защиты прав потребителей будет отстаивать позицию клиента. Автосервис сегодня — курица, которая несет золотые яйца. Глупо было бы сгонять несушку с ее места.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter