Стимул и желание

Щелчок Михаила Захарова
О проблемах молодежного хоккея и путях их решения рассуждает главный тренер минской «Юности»

В нынешнем сезоне наша молодежная сборная впервые в истории не смогла вернуться в элиту чемпионата мира с первого раза. Никогда еще мы не задерживались в первом дивизионе более чем на один год. Конечно, это не трагедия, но тем не менее момент показательный. Значит, не все у нас так гладко в молодежном хоккее, значит, недорабатывают и хоккеисты, и тренеры. А ведь команда этого созыва по именам была очень сильна!

Фиаско «молодежки» на первенстве в Риге стало для меня настоящей неожиданностью. В последнее время наконец–то начала появляться небольшая отдача от работы дворцов и школ, которые были построены в середине 90–х по всей стране. Правда, если мы всерьез стремимся бороться за медали на молодежных чемпионатах мира, этого явно недостаточно.

Вряд ли кто–то будет спорить, что одним из двигателей прогресса является конкуренция. В плане воспитания юных талантов в нашем хоккее ее по–прежнему нет. Школы «Химика–СКА» и «Юности», как 10 и 20 лет назад, воспитывают абсолютное большинство игроков для сборных всех возрастов. Чтобы всерьез рассчитывать на награды, нам надо как минимум 15 таких школ. В Минске, например, на мой взгляд, помимо «Юности», динамовской и кераминовской школ, необходимо создать и секции в каждом районе, пригласить в них тренерами наших бывших заслуженных хоккеистов: Олега Романова, Вадима Бекбулатова, Александра Андриевского... Кстати, председатель федерации хоккея Владимир Наумов уже разработал программу по строительству новых небольших тренировочных катков в Минске. Возможно, уже в самое ближайшее время она будет утверждена и начнется возведение арен.

Другой вопрос, что сегодня немногие именитые игроки хотят становиться детскими тренерами из–за небольшой зарплаты. В связи с этим мне очень понравилась недавно высказанная Вячеславом Фетисовым идея. Он предложил, чтобы за каждого хоккеиста, попавшего в суперлигу, клуб выплачивал тренеру, подготовившему игрока, сто тысяч долларов. Если Вячеслав Александрович доведет задуманное до конца, только представьте, какой будет стимул для работы у наставников. Нечто похожее можно организовать и у нас. Понятно, в плане финансов мы с Россией находимся в разных весовых категориях, но выплачивать около 15 — 20 тысяч вполне по карману белорусским клубам. К тому же можно сделать некоторые ограничения. Скажем, деньги перечисляются тренеру после проведения его воспитанником 50 матчей в главной команде.

Раз уж заговорили о деньгах, отмечу, что некоторых наших молодых хоккеистов они сгубили. Когда человек в 18 — 19 лет начинает зарабатывать неприлично много, это расслабляет, ребята перестают работать. Считаю, что серьезные контракты можно заключать с хоккеистами только после 20 лет. А до этого возраста платить им, скажем так, прожиточный минимум. В России уже вообще до абсурда дошло. Леша Калюжный изумляется: «Увидел, на каких машинах российская «молодежка» ездит! Такие авто даже я себе позволить не могу». Для сравнения, игрок канадской молодежной команды получает всего 70 долларов в неделю!

Есть в Беларуси хоккеисты, которые могли бы сейчас выступать в сборной, в НХЛ, но при переходе из молодежного во взрослый хоккей сломались. Прежде всего здесь имею в виду Вадима Карагу и Константина Захарова. Оба должны пенять только на себя. За Карагой частенько водились нарушения дисциплины и режима. Добившись неплохих результатов на молодежном уровне, Вадим перестал должным образом относиться к хоккею. Карага, если бы тренировался, был бы не хуже Павла Буре. У него свежая голова, отличные руки, только скорости маленько не хватало. То же случилось и с моим Костей. Он посчитал, что уже всего достиг, поймал «звездняк». Потом они осознали, но оказалось поздно...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter