"Антикризисный указ" - определенная точка, поставленная в своеобразном споре между "либералами" и "консерваторами"

Стимул для каждого

Эксперты об "антикризисном" указе: Это точка, поставленная в споре между "либералами" и "консерваторами"
Как стране оперативно реагировать на внешние риски? Последние несколько месяцев такой вопрос был главной темой большинства президентских совещаний. Красной нитью через дискуссии проходила мысль: наша социально–экономическая система в нынешних макроэкономических условиях оказалась несколько неповоротлива, и надо изыскать решения, каким образом придать ей мобильность. «Смазкой» для механизма должен выступить президентский Указ № 78 «О мерах по повышению эффективности социально–экономического комплекса».

Документ уже окрестили «антикризисным», хотя, если призадуматься, он решает не только вопросы стабилизации экономики. Указ № 78 разбит на пять блоков, каждый из которых посвящен одному из актуальных направлений. Например, повышению эффективности функционирования экономики, обслуживанию и своевременному погашению наших валютных обязательств, обеспечению неприкосновенности собственности и сбалансированности исполнения бюджета 2016 года. Не забыты и меры социальной защиты населения. Судя по букве указа, в бюджете надлежит изыскать дополнительно до 8 трлн рублей для оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, обещана и «минимизация негативных последствий, обусловленных ростом цен на потребительские товары в результате применения мер бюджетной консолидации».

Президент сдержал обещание: латать прорехи в бюджете будут не за счет карманов населения, а прежде всего за счет уменьшения расходов на непервоочередные капитальные вложения и содержание органов госуправления. Госаппарату уже пообещали оптимизацию, а вот предприятиям ЖКХ придется поумерить аппетиты и снизить затраты. Отдельного упоминания заслуживает блок, посвященный ответственности кадров.

Вот что об указе говорят наши эксперты.

Владимир ПАНТЮХОВ, председатель Постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики Национального собрания:

— Подписание Указа № 78 — это определенная точка, поставленная в своеобразном споре между «либералами» и «консерваторами». В последнее время мнения по поводу того, как придать нашей экономике дополнительный стимул для развития, очень уж сильно разделились. Даже те, кто внимательно читал книгу Михаила Мясниковича «Эволюционные трансформации экономики Беларуси» и труд помощника Президента Кирилла Рудого «Финансовая диета», спорили о таких механизмах. Теперь прения закончились — Президент четко дал понять, что необходимо делать. Надо сказать, что это решение он принял далеко не сразу, долго оценивал сложившуюся ситуацию в стране, слушал аргументы сторон и в итоге дал четкий посыл: мы столько уже времени идем по выбранному некогда пути, что сворачивать с него смысла уже нет.

Указ № 78 дает жесткие критерии оценки эффективности работы кадров. Наверное, самый важный момент — это то, что не только члены Правительства, но и руководители госпредприятий тоже получили свою шкалу. Их работу будут оценивать по показателю чистой прибыли и сокращению себестоимости производимых товаров. В этом решении есть истина. Некоторые руководители, и в последнее время это заметно, заняли позицию «я в домике» — просто наблюдают за ситуацией и ждут указаний сверху.

Важен в Указе № 78 момент сокращения излишних и дублирующих функций органов госуправления, а также совершенствования системы подбора и расстановки кадров. Нам есть еще где приложиться, чтобы оптимизировать чиновничий аппарат. Порой это кажется невозможным, но если посидеть–подумать, то все получается просто. Вот я когда работал в Могилеве, у нас Центральный район города слили с Ленинским и Октябрьским. Территории просто поделили, а функции передали новым администрациям. Думаю, подобных примеров в Беларуси могут быть тысячи.

Александр ИВАНОВСКИЙ, первый проректор Академии управления при Президенте:

— Хочу обратить внимание, что Указ № 78 — это целый пакет мер, который направлен даже не столько на стабилизацию экономики, сколько на улучшение ее управляемости в условиях кризиса. Просто слово «стабилизация» не совсем точное. Оно скорее означает необходимость вытягивания «полумертвой» экономики из ямы, а в нашем случае мы имеем нормальную экономическую модель, которой пока приходится функционировать не в самой благоприятной макроэкономической среде.

Все то, что перечислено в указе, — это те самые основные наработки, особо чувствительные акупунктурные точки, по которым планируется воздействовать на систему управления. Предполагается, что такое комплексное системное воздействие поможет улучшить ситуацию в экономике. В тот момент, когда начали снижаться наши доходы, то сразу появились такие лозунги: давайте мы оставим социальную сферу и займемся только экономикой. Эти мысли озвучивались в надежде, что деньги, которые удастся сэкономить на поддержке наиболее уязвленных слоев населения, можно будет пустить на более «полезные» вещи. Но Президент достаточно четко сказал: этому не бывать. Ведь те деньги, которые уберешь из социальной среды, потом придется увеличить в 10 раз, чтобы вернуть ей стабильность. Поэтому меры, которые есть в Указе № 78, подтверждают незыблемость прежнего курса.

Важный момент Указа № 78 — это валютное обслуживание. Мы от других стран–соседей ныне очень выгодно отличаемся тем, что по своим долговым обязательствам платим сполна и вовремя. Поэтому в документе определенным образом прописывается, какой должна быть дисциплина и каким образом нам организовать исполнение наших обязательств. А последний блок посвящен обеспечению неприкосновенности собственности. Обычно этот момент у нас подается в такой своеобразной трактовке — все имеют в виду частную собственность. Но здесь говорится о госсобственности, о том, что она является достоянием государства и необходимы гарантии защиты этой собственности. Буквально несколько дней назад Президент во время совещания отверг предложения Правительства по огульной приватизации и отметил, что «гайдаровские реформы российского образца» белорусам не нужны.

Валерий ЯНЧУК, доцент кафедры граждан-ского права и гражданского процесса Витебского госуниверситета имени П.М.Машерова:

— Вспомните, раньше в СССР было централизованное управление экономикой — предприятия работали под заказ, не было проблем с реализацией. Но похоже, что даже спустя десятилетия отдельные руководители не могут освободиться от таких навыков работы, все время ждут, что за них главные вопросы управления решит вертикаль. Вот в чем слабое место некоторых руководителей госпредприятий: не все еще поняли, что мало просто производить продукт, надо еще и уметь продавать его. Особенно в условиях низких мировых цен и упавшего спроса. Нормы Указа № 78 выступают для этого определенным стимулом.

Президент был во многом прав, говоря про то, что кризиса у нас в прямом смысле этого слова нет. Есть стагнация, связанная с плохой внешней рыночной конъюнктурой и отдельными ошибками в управлении на местах. Да, работать нам непросто, но если сравнивать нынешние условия с теми, что были в нашей новейшей истории, то становится понятно: до настоящего кризиса нам еще далеко. И стоило бы приложить усилия для того, чтобы не оказаться в его суровых объятиях.

benko@sb.by

Советская Белоруссия № 36 (24918). Четверг, 25 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter