Стимул для деловой активности – общие правила

АВТОРИТЕТНЫЕ специалисты в области экономики, многие видные международные эксперты съехались в Гродно, чтобы поучаствовать в работе международного «круглого стола» «Единая конкурентная политика — необходимое условие эффективного функционирования Единого экономического пространства». Областной центр выбран местом его проведения не случайно — благодаря приграничному положению, которое во многом определяет его статус как одного из военно-стратегических, торговых и культурных центров страны. А сегодня это практически самый западный пункт на внешней границе Единого экономического пространства.

Снять оставшиеся барьеры в торгово-экономических отношениях между Беларусью, Казахстаном и Россией как можно быстрее поможет уникальный документ — модельный закон о конкуренции для ЕЭП

АВТОРИТЕТНЫЕ специалисты в области экономики, многие видные международные эксперты съехались в Гродно, чтобы поучаствовать в работе международного «круглого стола» «Единая конкурентная политика — необходимое условие эффективного функционирования Единого экономического пространства». Областной центр выбран местом его проведения не случайно — благодаря приграничному положению, которое во многом определяет его статус как одного из военно-стратегических, торговых и культурных центров страны. А сегодня это практически самый западный пункт на внешней границе Единого экономического пространства.

Участники «круглого стола» — а это представители министерств, Национального собрания Республики Беларусь, бизнес-сообществ, дипломаты, а также гости из России и Казахстана — пытались в ходе дискуссий найти ответы на многие вопросы: конкурентной политики и интеграции в рамках ЕЭП, защиты товарных знаков… Как, например, снять барьеры в торговле между странами Единого экономического пространства. Что нужно сделать для успешной работы в ЕЭП? Как унифицировать вопросы лицензирования? Как преодолеть несоответствие законодательств трех стран, санитарных норм, штрафных санкций? Как гармонизировать контроль качества продукции, решить проблему «параллельного» импорта, сделать честной и прозрачной конкуренцию в сфере интеллектуальной собственности?.. Ведь раз формируется новый экономический союз, то для успеха общего дела нужны и общие правила.

— Надежная, нормальная работа общего рынка невозможна без проведения согласованной антимонопольной, налоговой и финансовой политики, а также создания условий для добросовестной конкуренции, — подтвердил в своем выступлении первый заместитель председателя Гродненского облисполкома Иван Жук. — Лучшие помощники в определении проблемных вопросов — непосредственно представители бизнеса. Не случайно «круглый стол», где обсуждаются работа ЕЭК, проблемные вопросы, проводим с привлечением деловых кругов. И здесь мы прямо говорим о том, что для эффективного ведения бизнеса в ЕЭП необходимо снимать ряд барьеров, менять определенные нормы в законодательстве либо унифицировать их. Но позитивные моменты уже есть.

Так, если говорить о Гродненщине, объем внешней торговли товарами региона со странами Таможенного союза и ЕЭП за январь—сентябрь 2012 года составил 1 264,6 млн. долл., в том числе экспорт — 958 млн. долл., импорт — 306,6 млн. долл. Стоимостный объем экспорта, по сравнению с январем—сентябрем прошлого года в текущих ценах, увеличился на 13,9 проц., или на 116,9 млн. долл., импорта — на 13,5 проц. (на 36,5 млн. долл.). Согласно прогнозу, по итогам 2012 года внешнеторговый оборот региона со странами ЕЭП составит более 1,8 млрд. долл.

Какова «документальная» основа дальнейшего сотрудничества в рамках ЕЭП? Безусловно, это соглашения между регионами трех стран. Ныне действуют 19 соглашений Гродненской области с регионами Российской Федерации и 2 — с регионами Республики Казахстан, работа по установлению связей продолжается. На территории Гродненщины также функционируют совместные предприятия: 219 — с участием российского капитала и 11 — с участием инвесторов из Казахстана. Но предстоит решить ряд технических проблем в торговле, гармонизации различных норм и законов между странами, для чего и проводится заседание. Например, до конца не отрегулированы вопросы поставок этилового спирта в страны ЕЭП, транспортного обеспечения...

Справка «БН».

Евразийская экономическая комиссия создана решением президентов Беларуси, России и Казахстана в конце 2011 года как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза (ТС) и ЕЭП. ЕЭК имеет статус наднационального органа управления. Организация не подчинена какому-либо из правительств трех стран. Решения комиссии обязательны для исполнения на территории трех стран.

— ЕЭП для Казахстана, Беларуси и России открывает широкие возможности как для развития экономики в целом, так и для инвестиций и инноваций в частности, — констатировал в свою очередь советник по вопросам торговли, технологий и инвестиций Посольства Казахстана в Беларуси Аслан Алибеков. — И тем более стимулирует развитие деловой инициативы и активности.

Результаты внешнеторговой деятельности государств после образования ЕЭП представил участникам дискуссии член Коллегии Евразийской экономической комиссии, министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Нурлан Алдабергенов. Именно с момента образования ЕЭП, по его словам, товарооборот между странами начал расти большими темпами. Белорусские предприниматели начали более активно выходить на российский и казахстанский рынки сбыта продукции, а участники внешнеторговых операций стали больше продавать и зарабатывать. Так, рост экспорта товаров из Беларуси в Россию и Казахстан за первое полугодие 2012 года к такому же периоду прошлого года составил 12,5 проц. (в январе—июне экспортировано товаров на 8148 млн. долл. к 7249 млн. долл. в прошлом году). Экспорт машин, оборудования и транспортных средств в страны Таможенного союза увеличился на 9 проц., металлов и изделий из них — на 8 проц., продукции химической промышленности и каучука — на 17 проц. Экспорт минеральной продукции вырос на 143 проц., продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья — на 9 проц.

ЕЭП принесло Беларуси выгоду и в снижении цен, и в создании особых условий на импортируемые энергоносители. Так, в первом полугодии цены на газ для Беларуси снизились на 28 проц., на сырую нефть — на 16,8 проц. к январю—июню прошлого года.

Снять оставшиеся барьеры как можно быстрее поможет модельный закон о конкуренции для ЕЭП — его эксперты разработают до 1 июля 2013 года. Среди главных задач Коллегии Евразийской экономической комиссии — гармонизация законодательства трех стран. В частности, ведется разработка модельного закона о конкуренции для Беларуси, России и Казахстана (в Беларуси он внесен на рассмотрение в парламент). Его планируется разработать и подписать до 1 июля 2013 года.

— Это будет уникальный документ, — сказал Нурлан Алдабергенов. — Ничего подобного нет в других странах. Ряд государств пытаются издать подобный, но не могут найти общий язык. И сейчас главная задача для тех, кто работает над законопроектом, — взять лучший опыт каждой из стран и аккумулировать его в одном законе. К примеру, в области государственного ценового регулирования хорошо себя зарекомендовал механизм, применяемый в Беларуси. Почему бы им не воспользоваться?..

После того как этот документ будет подписан, можно говорить о начале второго этапа гармонизации законодательства, регулирующего торгово-экономические отношения трех стран. И уже к 2015 году будет создан Единый антимонопольный кодекс ЕЭП. Документы коснутся всех предпринимателей, которые работают в ЕЭП, будут способствовать развитию конкуренции на территории трех стран.

Анжелика МИЛЬТО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter