Стимул для частника

Принятый на днях Президентом Декрет о едином налоге с индивидуальных предпринимателей, ставший компромиссом позиций многих сторон, оказался даже либеральнее, чем предполагалось.
Принятый на днях Президентом Декрет о едином налоге с индивидуальных предпринимателей, ставший компромиссом позиций многих сторон, оказался даже либеральнее, чем предполагалось. Он лишает почвы утверждения о том, что, мол, государство невнимательно к частному бизнесу, - таково мнение о документе первого заместителя министра предпринимательства и инвестиций Александра Швеца и начальника управления Государственного налогового комитета Галины Радюкевич. Однако, при всех неоспоримых плюсах документа, есть в то же время и одно "но" - из-за неразворотливости представителей госведомств еще не везде на местах руководствуются нововведением.

Декрет о едином налоге напрямую касается примерно 168 тыс. индивидуальных предпринимателей - около 70 процентов из них занято в сфере торговли и услуг, т.е., попросту говоря, являются "челноками" и рыночными торговцами. Как отметил Александр Швец, после принятия документа значительно сужается сфера государственного контроля за повседневной деятельностью "индивидуала". Не надо содержать солидную бухгалтерскую документацию - достаточно раз в год сдать декларацию о доходах; единый налог заменит 4 вида нынешних сборов, делая излишними кассово-суммирующий аппарат, отрывные талоны и т.д. Отпадает и таможенное оформление товаров, поступающих через Россию из третьих стран. Да и сама система налогообложения становится много стабильнее, т.к. в ее основу положена не перманентно меняющаяся минимальная зарплата, а международно признанный евро.

К слову, и этим еще не исчерпываются либеральные нововведения в сфере малого бизнеса. Теперь значительно больше реальных стимулов его развития перешло в руки местных властей. К примеру, если декретом установлена "вилка" налогообложения той или иной деятельности, то конкретное значение налога будет устанавливать областной Совет. Разница может составить 2 - 3 раза. И это логично, поскольку, скажем, торговля бананами, условно говоря, в Чашниках идет не так бойко, как в Минске. Притом импортный товар, в том числе российский, ставится в заведомо более жесткие рамки, т.к. налог на торговцев им автоматически увеличивается в 1,3 раза. Остается надеяться, что это подстегнет отечественных товаропроизводителей. Кроме того, начинающим бизнес, пенсионерам и инвалидам будут предоставляться налоговые льготы. Что же касается изымаемых сумм, то они и так невелики, в среднем около 25 тыс. рублей в месяц на индивидуального предпринимателя, и вряд ли будут выше.

Казалось бы, все ясно. Однако с мест от предпринимателей поступают сообщения, что налоговые инспекторы фактически игнорируют положения декрета. Мол, ведомственные инструкции еще не дошли. Как прокомментировала данный факт Галина Радюкевич, это - следствие введения в действие документа "задним числом": с 1 мая, тогда как подписан был 17-го. В итоге на налоговый комитет обрушился шквал вопросов и звонков. Учитывая сложность процедуры перехода к новым формам учета, решено при налогообложении в мае - июне "за образец" брать предыдущий месяц. Но уже отдано распоряжение не привлекать предпринимателей к ответственности за действия, не являющиеся нарушениями по декрету, если они совершены после 1 мая.

Но не обернется ли либеральничанье с "челноком" ущербом для рядового покупателя? В первую очередь это касается цен. Они, по мнению экспертов, в ларьках и на рынках по определению не могут быть выше, чем в магазинах, а там все пока остается по-старому. Что же касается качества продукции, то разработчики документа заверяют, что возрастает роль соответствующего сертификата, который остается обязательным. А факт приобретения товара в отсутствие кассового аппарата удостоверит договор купли-продажи или расписка.

Процедура, согласитесь, не очень цивилизованная, что лишний раз подчеркивает переходный характер нашей экономики. Надо стремиться, чтобы на смену ларькам приходили современные торговые комплексы. Но не очень-то перспективно индивидуальное предпринимательство и постольку, поскольку оно наименее прозрачно и открывает лазейки для ухода от налогов. Не случайно доля "индивидуалов" в общем вкладе в казну не превышает 1,5 процента. Между тем число юридических лиц в Беларуси сокращается, а индивидуальных предпринимателей - растет, беспокойство на счет чего откровенно высказал Александр Швец. Это говорит отнюдь не о том, что надо ужесточить требования к "челнокам" и рыночным торговцам. Очевидно, более комфортные условия, по типу провозглашенных Декретом

N 12, надо создать и средним, крупным предприятиям. Чтобы в Беларуси вслед за палаточными рынками и лавками больше стало частных производств.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter