Как в Бельгии однажды не наступило Рождество, а затем сразу 13 дней безвозвратно исчезли из советского календаря

Стильное время

В 1918 году тех, чей день рождения приходился на 1—13 февраля или кто планировал отдых на эти дни, ждал большой сюрприз. Февраль начался привычно, на следующий день после 31 января — но сразу с 14-го числа. Необычный катаклизм имел простую причину: советская страна перешла на григорианский календарь.



Собственно говоря, сделать это следовало давно. На белорусских землях и в целом по Российской империи в начале ХХ века в качестве гражданского использовался юлианский — старый — календарь. Ведь православие на тот момент было государственной религией, а Церковь относилась к григорианскому календарю, уже принятому на тот момент в большинстве стран, с неприятием. Но хотя старый календарь в самом деле был первой по-настоящему удачной попыткой отобразить действительность, он спешил на 11 минут. В результате за каждые 128 лет набегали “лишние” сутки, а к середине XVI века юлианский календарь опережал действительность уже на 12 дней.

Первой забеспокоилась греко-римская церковь. Еще бы: Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, все больше сдвигалось в сторону весны. Наиболее заметной разница между реальным (тропическим) и календарным временем была в периоды равноденствия. Дело в том, что во многих храмах по замыслу создателей в день весеннего равноденствия лучи солнца должны были попасть в определенное место. Скажем, в римском соборе Святого Петра — в его знаменитую мозаику. Но они попадать перестали, и становилось все очевиднее, что и Рождество, и Пасху, и другие праздники верующие отмечают явно “не вовремя”. В результате после долгих обсуждений этой проблемы в 1582 году юлианский календарь в католических странах постановлением Папы Римского Григория XIII был заменен на более адекватный календарь. Увековечивший в своем названии имя Папы и объявивший следующим после 4 октября день 15 октября.

С того момента более трехсот лет между царской Россией и западными королевствами сохранялась сперва 11-дневная, а затем 12- и 13-дневная разница во времени. В середине XIX века к ней добавилась еще и разница в ширине железнодорожной колеи. Разумеется, все это создавало неудобства при торгово-экономических, транспортных, культурных и прочих сношениях с Европой. В которой к тому же была своя неразбериха: западные страны переходили на григорианский календарь весьма неравномерно. А в Бельгии даже произошел казус: здесь 1 января 1583 года наступило сразу после 21 декабря 1582 года, и в результате все население страны осталось в том году без Рождества.

Мелкие же казусы происходили постоянно. Даже при коротких путешествиях за пределы Российской империи, а также из одной европейской страны в другую человек порой одновременно перемещался назад во времени. Еще сложнее обстояли до 1752 года дела с путешествиями в Британию и колонии ее зарождающейся империи. Здесь к смещению календарей относительно друг друга добавлялась еще и разница в дате начала нового года. Скажем, по григорианскому календарю год начинался 1 января, тогда как в Британии по юлианскому — 25 марта. И путешественник, приехавший из континентальной Европы в Британию между 1 января и 24 марта, попадал в прошлый год...


Безобидная новогодняя ель сперва пала жертвой атеистической кампании, а после возродилась как носитель новой идеологии.

Железнодорожная проблема не решена по сей день — из-за колоссальной стоимости перехода на единую колею. А вот разница во времени после того как 23 января 1918 года специальным декретом Церковь в советской России была отделена от государства, оказалась вполне преодолимой. Церковные догматы перестали иметь значение в принятии государственных решений. И уже спустя три дня — 26 января 1918 года — Совнарком издал декрет о переходе на григорианский календарь. Вариантов такого решения рассматривалось несколько. Один из них предусматривал постепенный переход: урезать каждый год на один день. В таком случае 13-дневную разницу во времени с Европой можно было бы погасить за 13 соответственно лет. Второй вариант предусматривал одномоментный переход на новый стиль. Сторонником такого решения был и председатель Совнаркома Владимир Ленин. В конечном итоге именно этот вариант был принят к действию.



Как гласил текст декрета, новый календарь был принят “в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени”. При этом предусматривалось “сроки всех обязательств, как по договору, так и по закону, которые наступили бы, по до сих пор действовавшему календарю, между 1 и 14 февраля, считать наступившими между 14 и 27 февраля, путем прибавления к каждому соответствующему сроку 13 дней”. Рабочим и служащим за почти вдвое “ужавшийся” февраль полагалось столь же усеченное жалованье — “ежемесячно сумму за вычетом 13/30 оной”. Последний, 10-й, пункт декрета пытался предотвратить новую путаницу: “До 1 июля сего года писать после числа каждого дня по новому календарю в скобках число по до сих пор действовавшему календарю”.

Впрочем, на белорусских землях было не до этих юридических и смысловых тонкостей. Здесь советская страна отчаянно пыталась навести порядок на улицах и в умах. “В городе началось движение “белорусов”, готовивших выступление против нас, — писал в своих воспоминаниях председатель Совета комиссаров Западной области, историк и журналист Карл Ландер. — На улицах начались мелкие стычки, раздавались выстрелы... На станции нас всяческими способами старались задержать, натравливая на нас рабочих-железнодорожников. И наконец устроили крушение нашего поезда — два вагона перевернулись, мой сошел с рельсов. Это делалось с целью выиграть время до прихода немцев или поляков”.

Кстати, и те и другие не заставили себя долго ждать. К концу февраля 1918 года немцы овладели Минском, Полоцком, Борисовом, Жлобином, Речицей, Калинковичами, Рогачевом. 1 марта немецкая армия заняла Гомель, 3 марта — Оршу, 5 марта — Могилев. Из 35 белорусских уездов германские войска оккупировали 23. При этом шло методичное разграбление нашего края. Только из Минска на работы в Германию было вывезено около 15 тысяч человек. И только газета “Вольная Беларусь” излучала 3 марта 1918 года в оккупированном Минске труднообъяснимый оптимизм: “С приходом немцев на улицах Минска стало потише... Почта пока закрыта. Не работают телеграф и телефон. Телеграфных и почтовых сношений с другими городами нет”. Впрочем, это уже совсем другая история.


Постепенный переход

Папа Григорий XIII выбрал не лучшее время для введения единого европейского календаря. В 1517 году Мартин Лютер положил начало Реформации, и прокатившаяся вслед за этим по Европе волна перемен превратила ее в лоскутное одеяло, где протестанты соседствовали с католиками. Большинство католических стран перешли на григорианскую систему охотно и практически сразу, но протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII—XVIII веков. Последними из них на григорианский стиль перешли Великобритания (в 1752 году) и Швеция (год спустя). В целом же в мире одними из самых последних на новый календарь перешли Греция — в 1924-м, Турция — в 1926-м, Египет — в 1928 году. Китай же это сделал и вовсе лишь в 1949-м.



КОМПЕТЕНТНО

Крис Терни, заведующий кафедрой физической географии в Эксетерском университете (Великобритания):

— Конечно, происходившая на протяжении многих веков свистопляска вокруг изменений календаря может показаться нам забавной. Однако и мы недалеко ушли от предков. 

Мы тоже не застрахованы от ошибок. Сколько народу собиралось праздновать наступление нового тысячелетия в 2000 году? А ведь отcчет начинается не с нулевого года. По крайней мере, история нас учит: если мы хотим праздника, нужно определиться со временем.


osipov@sb.by





Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter