Стиль силы или сила стиля

Как изменится расстановка глобальных сил после ракетного удара по Сирии, осуществленного по приказу президента Трампа? Действительно ли США возвращаются к активной военной политике на Ближнем Востоке и противостоянию с Россией? На эту тему в последнее время военные стратеги озвучили немало планов и прогнозов, но, как представляется, большинство из них описаны одной фразой Черчилля о том, что «генералы всегда готовятся к прошлой войне»...


Пока СМИ и наиболее ретивые политики обсуждали возможность лобового столкновения в Сирии, ударная группировка ВМС во главе с авианосцем Carl Vinson взяла курс на Корейский полуостров.

Группа кораблей ВМС США будет передислоцирована в западную часть Тихого океана и расположится в непосредственной близости от Корейского полуострова для защиты союзников от ядерной угрозы КНДР.

В тот же день, 9 апреля, президент США Дональд Трамп и премьер–министр Японии Синдзо Абэ провели телефонный разговор, в ходе которого лидеры стран отметили важность тесной координации по проблемам, связанным с Северной Кореей. Трамп назвал запуск Пхеньяном баллистической ракеты опасной провокацией и серьезной угрозой.

В России уже прокомментировали отправку ВМС США. Так, глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров допустил возможность авиаудара США по территории Северной Кореи. По его словам, удар США по авиабазе ВС Сирии, не встретивший единодушного осуждения в Совбезе ООН, был объяснен угрозой нацбезопасности США, а Северная Корея может восприниматься в Вашингтоне как еще большая угроза.

...Судя по всему, демонстрация силы действительно является президентским стилем Трампа. Причем, если в случае с Сирией ракетный удар был спонтанным и символическим, то Северная Корея, напротив, используется им для более широкой глобальной игры с Китаем.

Госсекретарь США Рекс Тиллерсон назвал ракетный удар по базе Шайрат предупреждением другим странам, таким как КНДР. Американский ответ возможен, если от других государств исходит опасность, указал он в тот же день.

Пока непонятно, является ли такой стиль проявлением новой, еще более агрессивной, чем прежде, силовой политики Соединенных Штатов, которые собираются вернуть свое доминирование на мировой арене. Или это всего лишь демонстрация оригинального стиля самого Трампа, который славится своей непредсказуемостью и экстравагантностью.

Пока даже ближайшие союзники в недоумении, чего же им ждать от самой сильной страны в мире, держащей на своем хребте все НАТО. Поразмыслив над последними событиями, на Западе решили, что Вашингтон все–таки посылает главный сигнал Пекину, а вовсе не Москве. Так, по мнению главы минобороны ФРГ фон дер Ляйен, не случайно Трамп отдал приказ об ударе по авиабазе в Сирии вскоре после встречи с Председателем КНР Цзиньпином. Таким способом, по словам фон дер Ляйен, Трамп напомнил своему гостю о необходимости совместного решения северокорейской ядерной программы. Кстати, одновременно немецкие СМИ выразили сомнение в целесообразности удара по Сирии. Дескать, зачем это было делать, если ни одну проблему по достижению сирийского мира этот удар не решает?

Возможно, ответы мы услышим в самые ближайшие дни, когда госсекретарь США Рекс Тиллерсон посетит Москву. Западные СМИ пишут, что он привезет с собой ультиматум «большой семерки», требуя, чтобы Россия прекратила поддержку Асада и вывела свои силы из Сирии. Ультиматум будет угрожать новыми санкциями, но параллельно с этим жестким подходом американские дипломаты будут за кулисами предлагать Владимиру Путину вернуться в «большую семерку» и вновь занять место за главным столом...

Дождемся визита, но если ситуация пойдет по такому сценарию, то это будет означать возврат все к тем же «прошлым войнам» — России уже давно неинтересны «большая семерка» и участие в ней.

Если уж и говорить о самом адекватном сценарии на все прошедшие события, то их продемонстрировала китайская сторона. В своем отчете о встрече Си Цзиньпина и Дональда Трампа китайские газеты о КНДР даже не упомянули. Зато написали, что Китай приветствует участие США в инициативе «Пояс и путь» (Экономический пояс Шелкового пути и Морской шелковый путь XXI века). Именно экономика и торговля, по мнению китайцев, определяют вектор будущего развития китайско–американских отношений.

Газета «Жэньминь жибао» написала, что сотрудничество будет содействовать достижению взаимовыгодных результатов страной, стремящейся снова стать великой, и страной, идущей к цели построения среднезажиточного общества к 2020 году. Конфронтация же приведет лишь к потерям обеих сторон.

Пожалуй, это неплохой вывод, который полезно взять на вооружение всем. В экономике тоже случаются войны, но в отличие от других в них всегда можно договориться. Тем более что склонность к сделкам тоже является фирменным стилем Трампа.

romanova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter