Стихи, оказывается, можно и сыграть

Похоже, это новый тренд: вслед за Голливудом постсоветская культура все чаще обращается к реально существовавшим историческим персонажам...

Похоже, это новый тренд: вслед за Голливудом постсоветская культура все чаще обращается к реально существовавшим историческим персонажам, чтобы страстно и эмоционально поведать непростую историю их жизни. Рассказы эти становятся все откровеннее и зрелищнее. "Фурцева" и "Жуков" собирают многомиллионную телевизионную аудиторию, вызывая жаркую полемику - стоит ли показывать известных людей среди быта, делая упор на сердечно-душевные муки? Одно ясно - зрителю подобный жанр интересен. Свою лепту в становление биографического жанра на нашей почве решил внести и Республиканский театр белорусской драматургии: здесь прошла премьера исторической драмы режиссера Светланы Науменко "Янка Купала. Круги рая", посвященная 130-летию со дня рождения поэта. Исполнитель роли Купалы актер Денис Паршин не побоялся ответить на неудобные вопросы после премьеры.


- Происходили ли с вами какие-то мистические события после того, как взялись за роль?


- Мистика возникает в момент самого спектакля, когда играешь или, точнее, уже живешь на сцене. Может, мне кажется, но что-то происходит. Трудно объяснить - что... Словно забываешь, что ты - это ты. Горло перехватывает от ощущений. Заканчивается спектакль, а все еще находишься в некоем гипнотическом состоянии.


- Когда вам предложили сыграть Купалу, помните свою первую реакцию?


- Она была очень простая - спрятаться за некий возвышенный образ поэта. Но этим путем мы не пошли.


- Как вы для себя определили концепцию проекта: это некая постмодернистская игра - в спектакле присутствуют и песни, и пластика, или попытка приблизиться к исторической правде?


- Возможно, в нашей хореографии и есть какие-то элементы модерна. Но что касается самой постановки - в ней есть элементы хрестоматийности, даже плакатности, вполне нам привычной, но вразрез со всей этой историей идет личность поэта, который не хотел и не мог жить по прописным истинам. Он все время ломал жизненный уклад. А в ответ жизнь ломала его.


- Вы узнали что-то новое о поэте?


- Для себя открыл, что его литературный материал очень драматургичен. Стихи Купалы действительно можно играть на сцене, а не просто читать - в них есть мощный психоэмоциональный заряд! Когда я погрузился в мир поэзии Купалы, для меня стало открытием, сколько там возможностей для включения актерской психофизики - буквально в каждой строке, и эта строка вмещает в себя несколько страниц прозы. Конечно, я чувствую, что есть моменты, где спектакль остается на уровне литературы. Приблизиться к созданию нового гармоничного сценического образа всегда очень сложно.


- Купала уже появлялся на театральной сцене в спектакле Владимира Савицкого "Сны о Беларуси", и там Александр Подобед играл человека духовно сломленного, словно предчувствующего свою скорую гибель. На каком периоде сконцентрировалась вы?


- Инсценировка режиссером Светланой Науменко написана так, что зритель в нашем спектакле видит поэта с юности до последнего дня. И самое главное - застает его в тот момент, когда Купала вроде бы обласкан славой, но терзаем серьезными внутренними противоречиями. Нарастает глубокий душевный кризис. Мы приводим некоторые его цитаты о том, как он оценивал обстановку... Главным вопросом спектакля стали не обстоятельства смерти - здесь ничего нового мы найти не могли, он погиб, как написано во всех исторических документах "при невыясненных обстоятельствах", и в этом вопросе режиссер тоже ставит многоточие. Главным вопросом "Кругов рая" стала возможность поиска человеком духовной свободы, которая позволила бы ему жить полной жизнью.


- Денис, спектакль приурочен к юбилею классика, как вам кажется, почему многие из таких "поздравительных" спектаклей, не задерживаются в репертуаре?


- Главная проблема в том, что они очень хрестоматийны, не затрагивают серьезных проблем. Мне кажется, наша работа другая, она своевременна и современна. Нам самим это интересно, я вижу, с какой отдачей работает вся труппа. Сложно предсказать дальнейшую судьбу премьеры, но, по внутренним ощущениям, проект вполне может задержаться в репертуаре надолго. Это яркий, современный театральный язык, порой даже публицистичный, который очень точно рифмуется с нашим временем. Я бы даже назвал это интерактивным театром или театром в прямом эфире. Все уже привыкли отслеживать события, новости в режиме реального времени в интернете. Вот и наш спектакль, по-моему, такой же.


- Вы ведь сами пишете песни. Это вам как-то помогло понять личность вашего персонажа?


- Да, пишу и называю эти строки "стихомысли". Потом перерабатываю их в песни. Полноценными стихами их не назовешь, а вот песенными текстами вполне. Почему человек пишет? Наверное, для того чтобы найти гармонию с миром...


Мне довелось сыграть достаточно много ролей, и среди них был уже один поэт - Максим Богданович в спектакле Виталия Барковского "Дневник поэта", и я понял такую вещь: если искать поэта исключительно в себе, то образ получится мелковатый. Ну раз ты достал из себя, два. А потом? Ты меняешься, роли помогают расти, но суть твоя остается прежней. Поэтому я решил по возможности взять как можно больше не от себя, а от него - от Купалы. Очень внимательно слушал режиссера, изучившего огромное количество хроникальных документов, много думал, читал. И теперь, когда декламирую на сцене его стихи, замечаю, что поневоле получается читать с такими же интонациями, как и у их автора. Видимо, когда информации слишком много, на какие-то актерские вещи выходишь уже интуитивно. Главный наш страх перед премьерой был, чтобы не получилось очень пафосно. Надеюсь, избежать этого удалось.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter