Стихи о флаге

Наша страна отметила День Государственного герба и Государственного флага. Большинство – торжественно и с уважением. Потому что это - читайте внимательно - «символы суверенитета страны». Но не все могут вникнуть в суть слов. 


Поэт Некляев, например, поддержал поэта Лебедя. Неважно, что одного вы знаете, а про другого, может, и не услышите больше. Герман Лебедь, десятиклассник из Солигорска, зарифмовал на своей страничке в сети: «Мы самі можам выбіраць. Пакіньце нас у спакоі. Мой — бел-чырвона-белы сцяг. Мой герб — гэта Пагоня». Окей, Герман, ты – выбрал. И я, например, тоже выбрал. Я – суверенитет страны и его символы. Вряд ли ты сможешь внятно объяснить свой выбор, разве что юношеским протестом. Понимаю – но это пройдет. Я тебя оставлю в покое, но и ты меня тоже – не волнуй лишний раз.

А вот Некляев, по-прежнему романтик, не хочет, чтобы проходило. В поддержку школьника он повторил в соцсетях свое, как говорят, 20-летней давности стихотворение. В нем поэт требует: «Вярнiце Мову, Сцяг и Герб!» Чтобы земля вас приняла, мол, - верните. 

Мову у нашего знаменитого земляка никто, как видно, и не отбирал. А вот «за сцяг» хотелось бы с Владимиром Прокофьевичем поговорить по-взрослому. Например, о том, что под Красным знаменем и мои, и его предки защищали родину. Поднимали страну. А еще раньше под этим знаменем первыми на Земле стали свободными: от кулаков и помещиков, от панов и ростовщиков, от хозяев и царей. Поэтому считать, что «в 95-м нашлись «некрофилы, эксгумировавшие» бээсэсэровские герб и флаг», может лишь человек с весьма искаженным вкусом. Это коллега Некляева «па барацьбе» Александр Старикевич - он тоже к нынешнему празднику стряхнул пыль со своей же полустихотворной заметки 15-летней давности. 

Видимо, отгорел костер у наших «трубадуров». Но угольки - для школьников, например - еще остались. 

Напомню, что в 1995 году за современные Флаг и Герб проголосовало 75,1% белорусов, пришедших на референдум. И случилось это спустя неполных 4 года после принятия тогдашним Верховным Советом Закона о бел-чырвона-белом флаге. То есть: народ поправил своих же избранников. Это ли не торжество так любимой вами демократии, поэты? 

Но и народ ведь может ошибаться, уверены вы. Тогда ему нужно растолковать и убедить. Не поэтическим призывом и сомнительными метафорами, глубже. Объяснить юному Лебедю, как быть с тем, что белорусский гитлерюгенд (Союз белорусской молодежи) маршировал под бчб-флагом? А рядом качались в петлях Володя Щербацевич и Маша Брускина. Что-то придумать с Белорусской краевой обороной (под тем же флагом) и тесным ее сотрудничеством с СС вообще и зондер-командой Дирлевангера в частности. Пусть народ примет (от вас) идею посещать партизанские памятники под цветами полицаев-карателей. Вот задача для настоящего поэта. Непосильная, как по мне, - так я и не поэт. 

Поэтесса Зоська Верас вспоминала, что еще в начале 1917 года над съездом белорусских национальных организаций подняли было белый флаг «как символ Белой Руси». И - сняли, потому что «делегаты посчитали его символом контрреволюции». Никто из наших с вами предков, поэты, не путал белое знамя с красным, понимаете? Не путал и не пытался объединить. 

Избранный на том съезде Белорусский национальный комитет принял эскиз архитектора Клавдия Дуж-Душевского – так и тогда появился бчб-флаг. Может, он и красивый – это дело вкуса. Но прежде чем писать про него стихи, давайте все же определимся: как нам относиться к подонкам, которые под ним предавали, маршировали, убивали и потом драпали. 

И вот если 75% белорусов скажут: да и фиг со всем с этим, пусть я буду похож на фашиста и полицая, зато назло всем, - вот если они так скажут… Но я не поэт, романтики во мне мало, поэтому что-то мне подсказывает: никогда такого не будет. Пока жива народная память. 

И есть много тех, поэты, кто постарается, чтобы она была жива. 

mukovoz@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter