Источник: Знамя юности
Знамя юности

Победительница заключительного этапа республиканской олимпиады Полина Кулешова о любимом поэте, ошибках в речи и поступлении

Стихи – это личное


Недавно список достижений 11-классницы гимназии № 27 Минска Полины Кулешовой пополнился новой строкой – она получила диплом I степени на заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература». Мы заглянули в гимназию, где учится Полина, чтобы поздравить ее с победой в интеллектуальном состязании, а заодно пригласили поучаствовать в нашей рубрике «Стоп-кадр» и показать, с каким выражением лица она…

…узнала, что завоевала диплом I степени

– Цели победить перед собой не ставила, скорее хотела проверить силы. Участию в заключительном туре предшествовали месяцы подготовки. Занималась с моим учителем, также нас, команду Минска, готовили и преподаватели вузов, учителя разных школ. Бывало, что за день общалась с четырьмя разными педагогами. Дома продолжала листать учебники, повторять материал. Но учиться в режиме нон-стоп невозможно, поэтому иногда устраивала выходные. Лучшим источником восстановления силы были книги, только не русских, а зарубежных авторов. Заметила, что за время подготовки к олимпиаде приучила себя анализировать все вокруг с точки зрения филологии. Теперь не могу спокойно читать стихотворение или роман. Сразу разбираю произведение на отдельные предложения и пытаюсь понять, как они построены, какие виды подчинения между частями,  какой дополнительный смысл хотел вложить автор в определенные строки.

…размышляет о поступлении


– Когда меня спрашивают о том, куда планирую поступать, то вместо конкретного ответа прошу задать вопрос попроще. Пока сложно сказать, кем вижу себя в будущем. Но одно могу сказать точно: не филологом. Люблю математику, вполне вероятно, что свяжу жизнь с экономикой. Многие удивляются, мол, участвовала в олимпиаде по гуманитарным предметам, а поступать планирую по другому направлению. Но навыки, приобретенные в процессе углубленного изучения русского языка, останутся со мной на всю жизнь вне зависимости от того, кем стану в будущем. 

…держит в руках томик любимого писателя


– Из прозаиков нравится Федор Достоевский. А из поэтов люблю творчество Михаила Лермонтова. Его стихи вдохновляют и самой пробовать рифмовать строчки. Только не просите зачитать что-нибудь из своего, это слишком личное.

…реагирует на утверждение, что русская классическая литература – это скучно


– Понять тех, кто говорит, что чтение классики может быть скучным, я могу. В этом вопросе много нюансов: возможно, человек выбрал не того автора или произведение попало в руки в момент, когда он не был к нему готов. Однако буду переубеждать каждого, кто скажет, что чтение классики бесполезно. Тем, кто далек от мира литературы и планирует это исправить, советую начинать с Михаила Булгакова, не знаю людей, которым бы он не понравился. Откройте роман «Мас­тер и Маргарита» или повесть «Собачье сердце». Читая их, хочется быстрее узнать, что же будет дальше, какой поворот событий придумал автор.


…слушает собеседника, который в речи употребляет «звОнит» или «экспрессо»

– К ошибкам в речи других людей отношусь спокойно. До 9-го класса сама часто их допускала, даже не всегда читала книги, включенные в школьную программу, не знала многих правил русского языка. Но отношение к предметам изменила Наталья Анатольевна Перепелица, она преподает у меня русский язык и литературу третий год. Именно благодаря ей полюбила филологию. И не только я, но и многие одноклассники. Порой 45 минут урока нам недостаточно, чтобы обсудить прочитанное произведение.

…читает в мессенджере сообщения «прив» или «спс»


– Исторически тенденция идет к упрощению языка, поэтому в подобных сокращениях не вижу ничего плохого. В виртуальном пространстве вообще свои правила. Не думаю, что близкие друзья перепроверяют пунктуацию перед тем, как отправить мне сообщение. Меня скорее может озадачить точка в конце предложения, нежели ошибка. Немного настораживают люди, которые ставят этот знак препинания при общении в сети. Точка сразу добавляет серьезность любой беседе, порой это неуместно. Лучше ставить многоточия. У Владимира Набокова есть прекрасное выражение: «Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов».

…пишет сочинение по мотивам литературного произведения


– Для меня это никогда не было большой проблемой. Первое условие – полностью прочитать произведение: опираясь лишь на краткое содержание, многого не напишешь и не поймешь. Чтобы четко и развернуто ответить на поставленный вопрос, нужно знать в десять раз больше того, о чем спрашивают. Не лишним будет почитать биографию автора, узнать об исторических событиях, которые происходили во время написания романа или поэмы, изучить произведения других писателей на эту тему. Любые мысли, приходящие в голову в процессе, стоит записывать – я так всегда поступаю. Черновики моих сочинений вначале представляют просто набор фраз. Позже меняю их между собой местами, где-то дописываю слова, в других местах убираю лишние. Поэтому, если кому-то в руки попала сырая версия моей работы, он точно не разберется в моих условных обозначениях: стрелочках, галочках и звездочках. 

shestakevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter