«Стейнвэй» — не роскошь.

А очень большая роскошь
А очень большая роскошь

Казалось бы, рабочий вопрос: недавно в Белгосфилармонию доставили новый рояль. Но! Во–первых, это — «Стейнвэй». Во–вторых, «Стейнвэй» гамбургский, последний номер. В–третьих, рояль этой фирмы — отметина высокой пробы на биографии любого музыкального дома мира. Не каждая филармония может позволить себе концертный «Стейнвэй». Он очень, очень дорог. С тех пор как 150 лет назад эмигрантом из Германии в Нью–Йорке была создана фирма, инструменты до сей поры делают вручную, преимущественно под заказ — отсюда и такое внимание к нумерации. Кстати, этот рояль, как и человек, рождается 9 месяцев...

В нашей Белгосфилармонии он не первый. В 1980 году, рассказывают, по личному распоряжению секретаря ЦК Бартошевича прямо с поезда сняли один из «Стейнвэев», следовавших перед Олимпиадой прямиком в Москву, — а мы, значит, воспользовались своим правом страны–транзита и революционным путем экспроприировали дорогостоящую вещь. Спасибо секретарю, эталонным инструментом минчане наслаждались почти 25 лет. Теперь вот, после ремонта, у нас на сцене новый, роскошный, весом почти целую тонну великолепный образец.

Юрий Николаевич Гильдюк, художественный руководитель Белгосфилармонии и известный белорусский пианист, не пытается скрыть восхищения:

— Все получилось! Именно в летнее время, именно из гамбургского филиала «Стейнвэя»... Я уже прикоснулся — звук глубокий, яркий, а у нью–йоркских образцов — более матовый. Дело вкуса, конечно, но мы специально заказывали в Германии, а не в США. Теперь инструмент немного «помучает» Сергей Федорович Савицкий, наш настройщик, и можно приглашать звезд. У больших пианистов знаете, какой первый вопрос перед заключением контракта? Нет, не о деньгах — они же маэстро, о деньгах продюсеры говорят. А звезды исполнительского искусства спрашивают: «Есть ли на сцене приличный рояль?»

«Стейнвэй», по правде, язык не поворачивается называть «приличным». Каждый инструмент этой фирмы — из эталонных музейных образцов. Кленовое дерево, твердое, как камень, а также определенной породы ель сохнет 2 года, прежде чем мастера начнут вручную создавать шедевр, как когда–то основатель дела краснодеревщик Генри Стейнвэг (потом фамилия была изменена на американский лад — Стейнвэй) изготавливал вручную свое первое фортепьяно на кухне собственного дома.

— Первым звучание опробует в начале сентября наш талантливый пианист Юрий Блинов, — рассказал о ближайших планах Юрий Гильдюк.

Нет, как хотите, а когда я вспоминаю, что Владимир Горовиц, Сергей Рахманинов и Артур Рубинштейн играли только на «Стейнвэях», я заранее аплодирую Блинову — половина успеха ему уже обеспечена.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter