Министр культуры Франции Флер Пеллерин в интервью телеканалу Canal+ рассказала о совместном обеде с Патриком Модиано

Стереть улыбку с лиц

Говорят, наглость — второе счастье. И чем выше стоит человек над другими, тем он наглее и счастливее.
Говорят, наглость — второе счастье. И чем выше стоит человек над другими, тем он наглее и счастливее. Министр культуры Франции Флер Пеллерин в интервью телеканалу Canal+ рассказала о совместном обеде с Патриком Модиано — французским писателем, обладателем Нобелевской премии по литературе 2014 года. Журналистка попросила министра назвать любимую книгу писателя-соотечественника. Однако Пеллерин не смогла сделать этого, добавив, что в последние два года не читала практически ничего, кроме законопроектов и новостей. В ответ ведущая заметила, что чтение очень важно для министра культуры, чем вызвала улыбку Пеллерин.

Чего было больше в улыбке высокопоставленной чиновницы? Сарказма, пренебрежения или сочувствия к “наивной” журналистке? И почему Пеллерин вместо оправданий не признала свою неправоту? Министр могла, к примеру, пообещать телезрителям, что к 10 декабря — дате вручения “Нобелевки” — обязательно прочтет какой-нибудь роман Модиано. И тем самым дипломатично уладить конфликт...

Признавать ошибки в политике считается слабостью — вот в чем дело. Большинство чиновников никогда ни перед кем не извинятся, потому как пребывают в уверенности, что они идеально подходят для своей работы, что умнее и образованнее других. Не это ли тайное знание проскальзывало в тонкой улыбке Пеллерин?

Культура — нередко пустой звук не только для “простых” министров, но и для  руководителей правительств. Например, нынешний премьер-министр Канады, лидер Консервативной партии Стивен Харпер годами демонстративно не интересуется искусством, литературой. Общественность негодует, но что поделаешь? Вместо того чтобы возмущаться вместе с другими, канадский писатель Янн Мартел решил приобщить премьер-министра к чтению. Писатель регулярно отправлял в офис премьера классику, сопровождая посылки письмами, в которых разъяснял ценность произведений. Правда, остается неизвестным, прочитал ли Харпер хотя бы одну книгу, присланную ему Мартелом.

И все-таки наглые улыбки чиновников, открыто насмехающихся над книгами и чтением, можно стереть с лиц. Тут есть два метода. Первый — для писателей: сделать таких столоначальников персонажами книг, навеки пригвоздив их к позорному столбу. Так поступил и белорусский литератор Андрей Мрый, автор сатирического романа “Записки Самсона Самосуя” или Войновича в своей “Иванькиаде”.

Второй метод — для самих властей (если, конечно, они хотят переломить ситуацию): тщательно отбирать кандидатов, прежде всего на руководящие должности в министерствах культуры и образования. Собеседование или тест на предмет знания искусства выявит, будет ли этот чиновник впоследствии уважительно относиться к своим обязанностям, не станет ли он бросать тень на плетень, позоря всех нас как в глазах страны, так и зарубежной общественности.

pavel.abramovich@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter