Источник: Знамя юности
Знамя юности

Степан Лапин: учусь всегда и везде, у каждого человека и в любой ситуации

Как здорово, когда не нужно выбирать и ты точно знаешь, кем будешь, когда вырастешь. Степан узнал это еще в детстве. Работоспособный, харизматичный актер умеет распознавать, что нужно именно ему, и старается быть полезным и нетоксичным. Так, во время пандемии, когда большая часть актерской братии отдыхала, Степан с творческой труппой спектакля «Вернувшиеся» создали «лабораторию виртуального театра», чтобы понять, способен ли театр выжить в онлайн-формате, и как дальше будет идти его развитие с учетом современных технологий. О том, как вживается в роль, мечтает попробовать себя в режиссуре и постоянно старается быть «на гребне волны», «Знаменке» рассказал актер театра и кино Степан Лапин.
Фото Дарьи Егудиной

ПРИВЫЧКА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

– Что вас привело в актерскую профессию? Были ли другие варианты?

– Наверное, были, но я о них не знал.  С детства ходил на тысячи различных кружков. Начиная с шахматного и астрономического клуба и заканчивая тренировками по большому теннису и подвод­ному плаванию. В первую театральную студию я попал еще до школы. Вот до сих пор не выхожу из этой среды.

– Что для вас значит актерская профессия? Изменила ли она ваше отношение к жизни, людям, себе?

– Первый раз я вышел на профессиональную сцену в десять лет в спектакле «Кей-Куок» Сергея Виноградова. С тех пор я в профессии, и, конечно, она меня сформировала и продолжает формировать с каждым новым репетиционным днем, съемочной сменой, да и вообще с каждым новым проектом. Через эту призму я просто учусь жизни. В профессии встречаются все мыслимые и немыслимые ситуации, с которыми должен столкнуться каждый человек на своем пути. От мелких бытовых неурядиц до серьезных вопросов, где действительно от каждого последующего слова или, наоборот, маленькой неправильно понятой недомолвки зависит твоя, не побоюсь этого слова, судьба. Я вообще, кстати говоря, всегда стараюсь быть в позиции ученика, учусь везде и всему, у каждого человека и ситуации есть чему поучиться.

У одного партнера почерпнул то, как он работает с текстом, у другого – как он взаимодействует с окружающими, у третьего научился вкусу, у четвертого – отношению к чему бы то ни было, а у пятого – тому, как делать не надо. Это тоже надо уметь. А еще моя профессия прекрасно учит привыкать к неопределенности, потому что планы могут поменяться со скоростью света. Наверное, в этом учении и есть мое отношение как к себе, так и к другим. И уважение, конечно. Я ко всем отношусь с уважением и ценю все человеческое. А если человек отвечает взаимностью, то это лучшее, что может быть. Для меня это основа основ. Потому что когда на этой базе начинают строиться любые взаимоотношения, особенно рабочие, то все сразу становится на порядок качественнее. Здесь же и уважение ко времени, к ресурсам других людей, что порождает экологичность атмосферы, и в ней сразу хочется творить. Согласитесь, если вы приходите на работу в отличном настроении, а все вокруг ругаются, то такая токсичная обстановка не может не отразиться на вас. А в актерской профессии важно, чтобы все созидали. Быть актером на самом деле очень интересно. Каждый раз ты можешь быть кем угодно: сегодня – космонавт, завтра – наркоторговец, послезавтра – врач скорой помощи или богатырь. И в это все очень кайфово играть. Именно играть, и в этом есть какая-то непосредственность, азарт, детскость и море возможностей.

ПЕРСОНАЖ КАК НЕЗНАКОМЕЦ

– Какой ваш персонаж больше других передает вашу суть?
На съемках фильма «Иван-врач» 
Фото из личного архива Степана Лапина

– Я такого еще не сыграл. На самом деле, думаю, что у всех так, что в каждом персонаже есть какая-то одна часть этой самой сути. Характер – многосоставная структура. Если бы все совпало на сто процентов, я был бы не собой, а именно этим персонажем. Или, наоборот. А вот чувствовать, что конкретно ты можешь протранслировать через героя, – это и есть суть роли. Например, в иммерсивном спектакле «Вернувшиеся» Освальд охвачен пороком, который его разъедает в прямом смысле слова. Он хочет это остановить, но не может. Освальд одновременно этого и боится и получает удовольствие. Презирает мать и в то же время безумно ее любит. И задача – найти в этой лихорадке эмоций себя истинного.

В театре Романа Виктюка в спектакле «Любовью не шутят» мой персонаж Пердикан пытается нащупать в себе истинную любовную струну, камертон того, как должно быть. Но так запутывается в этом, что только после необратимых последствий понимает, что любовью шутить нельзя. Все как в жизни. Вот она, передача сути.

А в сериале «В плену у прошлого» режиссера Александра Мохова, мой персонаж проделывает огромнейший и сложный путь, чтобы понять, что семья – это самое важное. Или, например, в одном фильме я сыграл врача скорой помощи, который, попадая в параллельный мир, становится витязем и, конечно, в это не верит. Ну и зря. В сказки верить надо, это как маленькое чудо. А чудеса есть везде, мы их просто не видим. Всем этим я хочу сказать, что каждая роль есть нота в огромном аккорде и выразить все-все-все только через одного персонажа довольно сложно и, я бы сказал, невозможно, иначе фильм или спектакль будут идти целую жизнь, такое «Шоу Трумена» получится.

– Бывают ли сложности с примеркой роли? Если да, то как с ними справляетесь?

– Конечно, без этого никуда. Для этого как раз и есть репетиции, читки. Знакомство с персонажем – это как знакомство с неизвестным тебе человеком. Сразу стать лучшими друзьями – большая редкость и удача. Так и с новым героем, только он не всегда еще и хочет с тобой общаться. А еще упорно молчит, а тебе его надо разговорить. Так что это всегда нелегкий процесс. Зато когда ты наконец все это нащупываешь – реально понимаешь, что бы он сделал, а что бы не сделал никогда, что ему нравится, а чего он боится, – после этого все, ты летаешь.

КАК БУДТО В ЗАЗЕРКАЛЬЕ

– Чему научились за годы службы в театре у Романа Виктюка? Чем его подход к артистам, репетиционному процессу, видению пьесы особенный?

– У Романа Григорьевича я не только работал, но и учился на курсе. При этом, к счастью, мне довелось видеть разные школы и есть с чем сравнивать. У Виктюка своя необъяснимая система, но при этом там все то же. Какое-то «зазеркалье». Во время студенчества, помню, ты показываешь ему свою работу, а он сразу видит то, во что она может превратиться. И тебя начинает направлять, менять твои мизансцены. Ты не соображаешь, что происходит. И только потом, когда сделаешь это, условно говоря, сто раз, поймешь, а может, даже и нет. Он каждый раз создает вселенную, атмосферу, это всегда что-то неземное. Он всегда на репетициях кричит: «Тон! В небо! Вверх! Они тебе диктуют! Не знай, как! Слушай!» И у тебя действительно не остается выбора, кроме как «подключиться своей нервной системой к нервной системе вселенной» (эту его цитату я запомнил на всю жизнь). И конечно, после такого нервно-мистерийного подхода, а там еще и пластики о-го-го сколько, работа в других театрах и кино – это для меня совершенно иной язык, и на нем всякий раз приходится учиться «говорить».

МЕЧТАЮ СТАТЬ РЕЖИССЕРОМ

– Планируете попробовать себя в качестве режиссера? Если да, то есть ли уже пьеса на примете?

– На самом деле это большая мечта и одновременно большой страх. Очень хочется, но чувствую, что еще не время. У меня была небольшая проба, я сделал короткометражный фильм «Воздух и свет и время и пространство» по одно­именному стихотворению Чарльза Буковски и даже стал финалистом одной из сессий международного конкурса Lift-off Global Network в 2019 году. Но пока дальше не ведет меня, а я стараюсь к себе прислушиваться, всегда с собой сверяюсь, чтобы себя не насиловать. Мне на данном этапе больше интересна продюсерская деятельность: все организовать, найти, составить, чтобы все были на своих местах, чтобы видеть, как это все работает, чтобы одновременно быть и внутри процесса, и снаружи. Это для меня больше управление потоком, что ли, не знаю, как по-другому объяснить. Так что пока помимо своей основной актерской деятельности стараюсь развиваться и в этом. Уже сделаны первые шаги, но не хочу «спугнуть» всю эту тему, вот как сделаю что-то конкретное и интересное, тогда можно будет об этом говорить.
из личного архива Степана Лапина

– О чем хотите рассказать зрителю?

– Ой, об очень многом. Сразу лезут в голову какие-то огромные архитипичные темы, чтобы и интересно было, и чтобы каждый для себя вынес что-то дорогое и близкое, чтобы чувственно вспоминал об этом. Наверно, самое важное, что мы сами творцы своих жизней и надо брать жизнь в свои руки, и что наша жизнь полна чудес.

– А как проводите свободное время?

– Люблю слушать музыку всегда. Когда что-то делаю, параллельно играет музыка. И сразу представляю, что можно с ней сделать. В какой фильм вставить, какую историю с ее помощью можно рассказать и так далее. Еще последние годы стал очень много читать, по сравнению с «собой прошлым», конечно же. Люблю абсолютно разную литературу. Сейчас, например, читаю сразу три книги. Смотрю фильмы – это же жутко интересно. Кто что нового придумал, какую примерно роль я хотел бы сыграть, что-то подметить для себя и взять в арсенал или просто запомнить, чтобы потом где-нибудь оттолкнуться от этого приема и придумать свой. А самое классное – смотреть сложнопостановочные истории и пытаться понять, как они это сделали.

Обожаю активный отдых – куда-то пойти, увидеть новое, поиграть в теннис, сходить в зал или взять урок степа, покататься на мотоцикле, лошадях, пострелять из лука, прыгнуть с парашютом и вот этого всего побольше! Сейчас развиваю новое хобби – играю на саксофоне и учусь сам себе аккомпанировать песни на рояле, пока пою. Оказывается, это совсем не просто.
СТЕПАН ЛАПИН

Родился: 17 ноября 1995 года в Томске

Образование: окончил Институт театрального искусства по специальности «артист театра и кино», мастерская Романа Виктюка и Елены Шаниной

Карьера: российский актер театра и кино, телеведущий. Член Союза театральных деятелей Российской Федерации и Гильдии актеров кино России. С 2016 года служит в театре Романа Виктюка. Занят примерно в 15 театральных постановках, снимается в кино. Лауреат всероссийских конкурсов «Кинотаврик» и «Открытая Европа». Победитель международных конкурсов Fashion House International (Гран-при – актерское мастерство, золото – фотомодель, серебро – вокал)
Марина ДОРОШЕВА, ООО «ТН-Волгоград» (специально для «ЗН»)
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter