Реконструкция Новогрудского замка не вызывает нареканий у специалистов

Стене подставили плечо

Новогрудская Замковая гора — место особенное. Покалеченные войнами и временем башни, порванными парусами возвышающиеся над обрывом, не оставляют равнодушным ни одного туриста. Не так давно реставраторы отчитались об окончании промежуточного этапа реставрационных работ: законсервирована и помещена в оправу из нового кирпича самая ветхая Костельная башня. Однако обновленный внешний вид древнего строения вызвал немало нареканий у посетителей. В то же время специалисты уверены: реставраторы выложились по максимуму.


Вид Костельной башни в начале реставрации. 

Каменные «муры» Новогрудка привлекают гостей даже в неприглядном состоянии. Стоит начаться новому туристическому сезону — и поток людей с фотоаппаратами не прекращается ни на минуту. 

Благодаря программе «Замки Беларуси» на реставрацию ветхой достопримечательности были выделены средства: с 2012 по 2014 год — более 6 миллиардов рублей. 

Первоначальные планы по ведению восстановительных работ условно можно было бы поделить на три составляющие. Первая — возвращение центральной, Щитовой, башне, от которой осталось всего несколько полуразрушенных стен, изначального вида с последующим размещением здесь музея Средневековья. Вторая — это спасение и реконструкция «падающей» с обрыва аварийной Костельной башни. И третья — расчистка с консервацией находящихся под землей укрепсооружений и фундаментов еще трех башен: Входной, Дозорной и Посадской.

Из–за критического состояния Костельной башни планы пришлось подкорректировать. Исследования показали, что ее фундамент подтачивается грунтовыми водами. Решили реставрировать ее первой. Чтобы исключить возможность падения, на 6–метровую глубину забивали мощные сваи, заливали спецраствор. Корпус башни стянули металлическим каркасом и «пристегнули» к основанию холма.

Дальше предстояла работа над внешним видом древней башни. Поначалу предполагалось приобрести стилизованный под старину кирпич повышенной плотности и проводить восстановительные работы с сохранением стилистики древних зодчих. Но оказалось, что морозостойкий латышский клинкерный кирпич по 3,5 евро за штуку, который как нельзя лучше подошел бы для восстановительных работ, — непозволительная роскошь. А наши заводы могут предложить только ярко–оранжевый аналог без игры оттенков и фактурной лицевой кромки. В результате башня вышла аккуратной, нарядной, но сразу видно — новодел.

Впрочем, научный руководитель реставрации замка, заместитель генерального директора по реставрации ОАО «Белреставрация» Сергей Друщиц уверен, что реставраторы со своей задачей справились:

— Мы сохранили руину, находившуюся в аварийном состоянии. Здесь стоит понимать, что от аутентичной стены остался лишь небольшой участок оригинальной кладки. Все остальное было попытками разных времен сохранить и достроить башню. Нынешняя кирпичная кладка играет роль противовеса, оттягивающего строение от обрыва. Ну не удалось нам найти подходящий по цвету кирпич. Можно было бы его покрасить, но мы не стали этого делать. Пройдут годы, и время его состарит без наших усилий. 


Новогрудский замок. Так Костельная башня выглядит сейчас. 

Заведующая сектором культуры Новогрудского райисполкома Наталья Жишко также считает, что реставраторы уберегли конструкцию от окончательного падения и разрушения. А что касается изменившейся внешности... Мол, да, замок в новом виде совсем не производит впечатление средневековой достопримечательности, но если эта стена простоит еще полстолетия, то придут новые реставраторы с передовыми технологиями и сделают все как надо. 

А что с реставрацией второй, Щитовой, башни? Не спешит с реализацией второго пункта восстановления и заказчик работ — УКС Гродненского облисполкома. Причина: пока не хватает на это средств. Может, это и к лучшему. Профессионалы от туриндустрии знают, что посетители в первую очередь ценят аутентичность постройки. Не считает, что стоит достраивать руины Щитовки и председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антон Астапович:

— Что касается восстановления Костельной башни — я целиком поддерживаю реставраторов. Они законсервировали ценный археологический объект, которому без этого оставалось максимум 5 — 6 лет до полного разрушения. Не смущают меня и оранжевые кирпичи. Я бы еще более агрессивно выделил новодел. Согласно «Библии» реставраторов — Венецианской хартии 1964 года — новое строительство должно быть четко выделено. А вот планы возведения нового здания на месте Щитовки меня настораживают. До нас не дошло ни одного документального свидетельства того, как она выглядела, будучи цельной башней. Международные правила по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест здесь категоричны: любые работы должны заканчиваться там, где начинается загадка.

По словам Антона Астаповича, дискуссий и разногласий, которые возникают в обществе при реставрации исторических объектов, можно было бы избежать, если бы в стране существовал пакет национальных нормативных документов, регламентирующих этот процесс. Он сообщил, что совместно с «Белреставрацией» добровольное общество охраны памятников истории и культуры работает над созданием двух технических кодексов, которые касаются правил разработки, согласования и создания реставрационных проектов.

Справка «СБ»

Новогрудский замок построен в XIV — XVI веках. Состоял из 7 башен и считался одним из самых крупных замковых комплексов в Восточной Европе. В его стенах проходили государственные сеймы, встречи послов и королей. Окончательно разрушен шведами во время Северной войны 1700 — 1721 годов. Это уникальное сооружение оборонного зодчества своей эпохи расположено на одной из самых высоких точек Беларуси (323 м над уровнем моря), Замковой горе, окруженной рвом. До наших дней дошли руины Щитовой и Костельной башен. Согласно госпрограмме «Замки Беларуси» реконструкция башен с консервацией руин должна завершиться в текущем году.

czcz@onet.eu

Советская Белоруссия № 90 (24720). Пятница, 15 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter