Спор в Малорите: по чьей вине крошатся блоки в новых коттеджах?

Стена непонимания

Этим летом в Брестское областное общественное объединение «Защита прав потребителей» обратилась семья из Малориты. Людей беспокоило, что блоки из ячеистого бетона, из которых построен их дом, покрылись паутиной трещин. Они опасались за свои жизни: если уж материал так капризничает до ввода здания в эксплуатацию, то что будет после? Однако завод признавать ошибку не спешил. Более того, производитель настаивал: проблема отнюдь не в качестве блоков, а в нарушении технологического цикла на стройплощадке.

В новый дом семья из Малориты въезжать не спешит.

Крошево стен

Семья Эльвиры и Ильи Пипко из Малориты получила льготный кредит на строительство дома в 2014 году. Блоки из ячеистого бетона купили в ноябре того же года на заводе «КварцМелПром». За восемь месяцев возвели стены будущего жилища, установили крышу и оштукатурили здание снаружи. Приближалась внутренняя отделка. Но стройку внезапно «заморозили». Причина — в многочисленных трещинах, которые пошли прямо по бетонным блокам.

Так выглядят те самые проблемные стены.
В конце ноября 2016 года Пипко отправили претензию заводу-изготовителю. Просили вызвать представителя для осмотра дефектной, по их мнению, продукции и дать заключение о соответствии блоков действующим стандартам качества. Хозяйка вспоминает: когда эксперт пытался вырезать из стены образец для лабораторных исследований, куски крошились и вываливались на пол. 

В начале декабря 2016-го совместно с производителем были отобраны образцы и отправлены на экспертизу в Минск, в БГТУ. А в марте получили ответ: «Прочность отобранных образцов является достаточной для дальнейшей эксплуатации в строительной конструкции без возможных дальнейших последствий в виде разрушения строения из-за потери прочности блоков». Пипко такого поворота событий не ожидали. Они еще раз, более настойчиво, попросили в досудебном порядке возместить разницу стоимости блоков первой категории и некондиции. Чтобы на вырученные средства укрепить стены изнутри. Но денег просители так и не получили.

В июне этого года СЗАО «КварцМелПром» ознакомилось с очередным письмом от Эльвиры и Ильи Пипко. Теперь жители Малориты просили выплатить полную сумму за товар, денежную компенсацию морального вреда и неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя. На момент подписания этого документа общая сумма для взыскания выросла почти до 21 тысячи рублей.

Эльвира ПИПКО и ее муж в споре с производителем готовы идти до конца.
Параллельно с семьей Пипко в общество защиты прав потребителей с жалобами на блоки того же производителя обратились еще несколько человек. Кроме того, этим летом СМИ писали, что другой частный застройщик в Минске через суд Первомайского района, а затем Минский городской суд уже доказал, что стены в его доме разрушаются из-за некачественных блоков производства того же малоритского завода. В публикации было сказано, что суд обязал продавца компенсировать покупателю стоимость товара, а также возместить расходы на демонтаж построенной коробки. Однако директор «КварцМелПрома» Виталий Соколов информацию наших коллег опровергает:

— Решение не вступило в законную силу. Мы подготовили соответствующие документы на обжалование. «КварцМелПром» выпускает порядка полумиллиона блоков в год. Претензий от покупателей в общем объеме — доли процента с момента запуска предприятия в 2013 году. При этом нет такой жалобы, чтобы впоследствии не обнаружились нарушения норм технических нормативных правовых актов при проектировании и строительстве. 

Показать и доказать

Виталий Соколов видит во всплеске негодования по поводу качества продукции предприятия «потребительский экстремизм». По его словам, зачастую люди начинают строить дома, не имея полного строительного проекта, который гарантировал бы им, что каждый этап будет выполнен правильно, в соответствии с нормами. Материалы закупают частями. Строят с большими перерывами. Нанимают не сертифицированных и профессиональных строителей, а шабашников, которые не всегда знают технические нормы, геодезические особенности, нюансы работы с тем или иным материалом. И уж тем более не предупреждают своих клиентов, что и как необходимо выполнять в их конкретном случае во время строительства, на этапах его подготовки или консервации объекта. Но даже если стройка велась строго по регламентам, всегда есть вероятность, что блоки неправильно хранились. Чтобы не казаться голословным, Виталий Соколов протягивает мне научную статью:

— Ученые доказали экспериментально, что при влажности более 35% резко снижается количество циклов размораживания и оттаивания, которые выдерживает блок. А при влажности более 45% использование здания без защитных мероприятий составляет всего 2—3 года. Блоки по претензиям, особенно зимой, поступают к нам после отбора с влажностью до 60%, так как набирают ее под снегом и осадками всю осень и зиму. Вот эта влага и разрывает блоки при морозах.

Непосвященный человек вряд ли имеет представление, что такое досудебная экспертиза. Поэтому когда мы сталкиваемся с проблемой некачественного товара, не всегда знаем, как защитить свои права. Так или иначе, если потребитель уверен, что дефект является производственным, и намерен обменять товар либо вернуть деньги, а продавец считает, что виноват потребитель, разрешить спор может только досудебная  экспертиза. Послушаем председателя правления Брестского областного ОО «Защита прав потребителей» Владимира Леоненко:

Владимир ЛЕОНЕНКО.
— Экспертиза может проводиться как по инициативе общественного объединения, так и самого потребителя. Мы проводим все виды досудебных экспертиз, в том числе строительно-техническую. Результат такого исследования по разбирательству Эльвиры и Ильи Пипко неутешительный: образец блоков не соответствует требованиям технических нормативных правовых актов.

Вместе с копией этого документа семья из Малориты в сентябре снова направила претензию в адрес «КварцМелПрома». Последнюю досудебную. Слово Виталию Соколову: 

— Как можно верить результатам экспертиз, которые проводятся, основываясь только на визуальном осмотре и испытании блока на прочность по стандарту, который используется при производстве блоков на заводе и не может быть использован при оценке всей конструкции с учетом воздействий, которым она подвергалась более двух лет? При этом не запрашивается проект, не делаются поверочные расчеты на основании проекта, не проводятся химические испытания. Эксперты приезжают на объект для отбора образцов из кладки с линейкой и фотоаппаратом. Подобные заключения носят неоднозначный характер. 

Так или иначе, но в областное общественное объединение по защите прав потребителей обратились несколько человек с претензиями к заводу в Малоритском районе. На предприятии знают об этих обращениях. Известно им также о том, что застройщики хранили материалы в осенне-зимний, то есть влажный, период. Возможно, с нарушениями. Чтобы внести ясность в предыдущее предложение, хозяева должны решиться на комплексную экспертизу, в процессе которой будет вырезаться фрагмент кладки. Пойдет ли на это семья Пипко? Решать им. 

hanna.petrachenka@yandex.ru

Фото автора из архива собеседников
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter