История одной фотографии художницы Нинель Счастной

Стеклянный цветок

Когда человека нет, то образуется пустота. Нинель Счастная была красивой женщиной. Очень. Всегда. Настоящая полочанка. Только там, на берегах Двины, еще сохранился такой типаж. Северный. Иногда она напоминала сказочную Снежную королеву. Казалась недоступной, выше того будничного, что происходит вокруг. Она и одевалась удивительно. Вязаные платки, кружева, узорами похожие на замерзшие окна. Цветы это, звезды, листья, снежинки — сразу и не поймешь.

Иногда, так мне казалось, на голове у нее корона, а это была самая обычная шапочка, собственноручно связанная крючком. Удивительные воротники, меха, перчатки... И при всем своем царственном облике, предполагающем высокий стиль, в разговоре она могла пошутить очень едко, язвительно, грубо. Но подобная брутальность ее не только не портила, а делала живой и понятной.

Многие ею восхищались, а многие по–настоящему любили. Она принимала поклонение, восхищение и любовь спокойно, с немного странной, снисходительной, а потому красивой улыбкой. Вокруг всегда толпились поклонники, обожатели и друзья–товарищи, а она при этом оставалась одинокой. Так часто и бывает с людьми красивыми, а если красота и талант в одном флаконе, то почти всегда.

Нинель Счастная первой начала приглашать к себе в мастерскую друзей: поэтов, музыкантов, композиторов, драматургов, врачей, да и просто интересных и чем–то выдающихся людей. Получился своеобразный салон. По средам в ее мастерской на улице Сурганова было тесно и шумно. Звучали музыка, песни, анекдоты, говорили об искусстве. Выпивали. Дверь не закрывалась. А в остальные дни недели она работала, часто оставалась ночевать в мастерской.

Нинель Счастная придумала свой стиль во всем: в поведении, кулинарии, одежде, живописи, графике, прикладном искусстве, витражах.

Был у меня стеклянный цветок, небольшой, но увесистый, грубоватый, но по–своему изящный. Отлитый из очень темного, почти черного стекла. Художница делала его для одного из витражей, а может, светильника, но он не пригодился, оказался слишком темным. Так она рассказывала. Я тот черно–зеленый кусок стекла назвал «каменным». Скорее всего, по той причине, что его создательница напоминала хозяйку Медной горы. Опять же из сказки.

Но даже сказки кончаются, оставляя лишь воспоминания о чем–то чудесном и ярком.

На фотографии Евгения Коктыша художница счастливо улыбается. То, что произойдет, еще не случилось... Снимок сделан в одну из знаменитых сред в мастерской у Счастной.

ladzimir@tut.by

Фото Евгения КОКТЫША

Советская Белоруссия № 243 (25125). Суббота, 17 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter