Стеклу бой?

Если мусорные контейнеры красят в разный цвет, значит, это кому–нибудь нужно
Если мусорные контейнеры красят в разный цвет, значит, это кому–нибудь нужно

А рассказать вам сказку? Один богатый да красивый юноша выбирал себе невесту. Он ездил из деревни в деревню и... скупал у девушек мусор. Каждая хотела отличиться — вынести из хаты как можно больше. И только одна вышла с пустым ведром: у бедняжки в доме было настолько чисто, что даже пылинки на продажу не нашлось. Разумеется, ее–то и выбрал в жены знатный кавалер...

К чему это я? Да к тому, что и в наши дни невест тоже можно подловить на мусоре. Если красавица, вынося мусор, все сваливает в одну кучу — плохой знак. Нужно, чтобы красавица была повнимательнее и присмотрелась к надписям на мусорных контейнерах. А контейнеры во дворах нынче разные — не только по цвету, но и по назначению. В один следует бросать стекло и пластик, в другой — бумагу и текстиль, а в третий — все остальное. Сознательные граждане так и делают, позволяя коммунальным службам производить раздельный сбор мусора. Если раньше все приходилось вывозить на свалку, то теперь, например, в Бресте идет на переработку около 30 процентов твердых бытовых отходов. Битое стекло везут на комбинат строительных материалов, где его используют для изготовления тротуарной плитки. ПЭТ–бутылки измельчаются на специальном оборудовании, после чего из них вновь делают удобную тару. А макулатуру, как известно, перерабатывают в картон.

В комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Брестского облисполкома мне рассказали, что сейчас у властей нет никаких юридических инструментов, чтобы заставить людей отделять пластик от ветоши. Когда в городе над Бугом в 1998 году ставили первые разноцветные контейнеры, то скептикам приходилось приводить пример чистенькой Германии, где на аналогичный эксперимент ушло 12 лет, — законопослушные немцы тоже не сразу принялись тратить усилия на отделение зерен от плевел. Вскоре выяснилось, что наши люди не менее сознательны. С каждым годом возрастает число тех, кто с пониманием относится к новой системе избавления от мусора. К концу года в Бресте, скорее всего, во дворах будут ставить уже четвертый контейнер — для строительного мусора. Городские власти закупают в Германии опытную установку по переработке таких отходов.

Еще успешнее борются за экологию во втором по величине городе Брестчины — Барановичах. Если в областном центре раздельным сбором мусора охвачено 54 процента населения, то в Барановичах уже 61. И именно там в 2006 году начнется строительство сортировочно–перегрузочной станции, что позволит городу существенно экономить на вывозе и утилизации отходов и более чем на 20 лет продлить срок эксплуатации полигона твердых бытовых отходов. Станция рассчитана на переработку 50 тысяч тонн отходов в год. Вторсырье, которое не удастся отделить, будет прессоваться вместе с мусором в брикеты. Они занимают очень мало места, что важно с точки зрения экономии пространства (сегодня в нашей стране общая площадь земель, занятых под полигоны ТБО, составляет 2.950 гектаров).

Конечно, не всем райцентрам сегодня по карману сортировочно–перегрузочная станция стоимостью 3 миллиарда рублей. Но важен прецедент. Тем более что сбор и переработка вторичного сырья могут стать весьма прибыльным бизнесом. Не исключено, что по примеру Москвы торговля станет принимать от населения ПЭТ–бутылки за деньги. Или вот еще проблема, особенно для частного сектора, которую нужно решать. Сегодня все его жители макулатуру попросту сжигают, поскольку раздельных мусорных контейнеров среди частных домов не ставят, а заготовительные ларьки рассчитываются традиционно не деньгами, а бартером. Туалетной бумагой, например. Тоже нужный товар, но все еще свежи в памяти времена, когда в обмен на макулатуру мы получали дефицитные тома Цветаевой, Сименона или Дюма. Теперь дефицита нет ни в чем. Кроме денег. И, к сожалению, во многих случаях желания сделать наш быт чище и рациональнее.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter