Стеклу — бой?

С 1 января стеклотару в Беларуси принимают по договорным ценам. А также на вес Впредь расценки на принимаемую стеклянную тару будут утверждаться не централизованно, а на основании прямых договоров потребителей и заготовителей. Таким образом, как рассчитывают в Министерстве торговли Беларуси, удастся упорядочить прием стеклотары в приемных пунктах.

Пивоваренные и консервные заводы, другие предприятия пищевой отрасли, которые используют стеклянные бутылки и банки, по согласованию с Белгоспищепромом и Минторговли будут определять объем тары, необходимый для производства, а также цены на нее.
Всю остальную стеклянную посуду, на которую заказов не будет, можно сдать только как стеклобой. В этом случае каждую бутылку или банку должны брать по цене не ниже 30 рублей за единицу и не менее 80 рублей за килограмм, если кто-то решит сдавать не поштучно, а на вес. Такой порядок установлен в Инструкции об особенностях формирования и применения договорных цен на стеклянную тару для пищевой продукции, утвержденной совместным постановлением Минэкономики и Минторговли.
Пиво стало пионером
— Для населения ничего существенно не изменится. Просто тару, востребованную нашей пищевой промышленностью, будут принимать по залоговой цене, а всю остальную — как стеклобой, — пояснил “НГ” заместитель начальника управления организации потребительского рынка продовольственных товаров Министерства торговли Александр ТЕМРУК.
Такой порядок “обкатали” на пивных бутылках, в отношении которых подобную практику ввели еще с 1 сентября прошлого года. “У нас некоторые предприятия использовали оборотную тару российского производства, — рассказала Ольга ПОЛЕЩУК, консультант того же управления Минторга. — На такие бутылки, как и на белорусские, существовали залоговые фиксированные цены. В результате в приемные пункты население понесло огромное количество бутылок из-под “Балтики”, “Арсенального” и прочего импортного пива. Но нашей промышленности столько их не нужно. Приемные пункты не брали такую тару, что вызывало недовольство людей”. Теперь же по залоговой цене берут ровно столько, на какие объемы заключен договор.
Фирменный выход
Залоговые цены на стеклотару достались Беларуси в наследство еще от Советского Союза. Когда человек покупал молоко, сок, пиво, напиток, водку, то вместе с продуктом он платил и за использованную тару. Потом бутылки, банки можно было сдать, вернуть уплаченную залоговую цену. Такой механизм создавал экономические стимулы для многократного использования стеклотары и, таким образом, снижения расходов на ее производство.
Когда в соседних странах, например России и Украине, отменили залоговую цену, Беларусь оказалась в невыгодном положении. Предприимчивые люди целыми фурами везли из соседних стран, по сути, бесплатную тару, получая у нас за нее немалые деньги.
Казалось бы, проще было бы взять да отменить в Беларуси залоговую цену вообще. Однако если, например, рассмотреть ситуацию с бутылками, то отечественные стеклозаводы могут обеспечить в них лишь менее половины потребности наших пищевиков. Покупать же новую за рубежом — слишком дорого. Поэтому без оборотной никак не обойтись, а потому нужно экономически стимулировать ее возврат.
Залоговая цена и в дальнейшем вряд ли полностью исчезнет, считают специалисты. Однако оборот стеклотары станет более упорядоченным, цивилизованным. До 2010 года отечественные стеклозаводы в соответствии с программой развития отрасли должны нарастить выпуск бутылок примерно на треть (до 320 миллионов штук в 0,5-литровом исчислении в год), поставки белорусским пищевым предприятиям — почти в четыре раза (до 315 миллионов).
Уже сейчас многие производители переходят на использование фирменной тары. Например, бутылку “Крынiцы”, на которой имеется фирменный логотип предприятия, ни с какой другой точно не спутаешь. Глядишь, через пять лет так же будут поступать и все остальные производители. Тогда и в приемных пунктах не будет споров, “наша” эта бутылка или “не наша”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter