Стеклотара

Жара. Июль. Если в Европе, то без тополиного пуха, если на Камчатке, то с ним. Жару в Европе принято побеждать (ну или пережидать) с помощью пива. Ну и купание в фонтанах для детворы и остальных желающих никто не отменял. Детям вроде как можно, а остальные желающие ни у кого не спрашивают. Да и подойти к ним во время купания немногие решаются, и правильно, наверное, делают. Но я не о фонтанах, а о пиве. И — нет, никакая это не реклама и уж тем более не пропаганда, это рассказ о трудностях, с которыми столкнулись этим жарким летом в Германии.

Сначала был чемпионат мира по футболу — немцы пили. Поначалу с твердой уверенностью, что «мы им всем покажем!». У уверенности было основание: на прошлом ЧМ Германия победила. Потом уверенность как–то, как–то... ну, в общем, была поколеблена, но надежда — надежда–то осталась! И немцы стали пить с надеждой. А после игры с Южной Кореей стали пить с горя. Производители пива, грустившие вместе со всеми болельщиками, втихаря все же радовались: пьют! А тут — бах, и жара подоспела: потребление пива стало увеличиваться рекордными темпами — только, что называется, наливай и продавай. А вот с наливом возникли неожиданные трудности. Не у всех, конечно, но возникли.

Вот вы пиво в какой таре предпочитаете? Если из банок, немцам с вами не по пути: они считают, что пиво, кроме разливного, может быть или в бутылках (само собой, стеклянных), или нет пива. Так вот некоторым производителям стало не хватать бутылок. Странная проблема, думаете? А вот не скажите. Для начала немного цифр. В Германии с населением почти 83 млн человек в обороте находится около 2 млрд бутылок, причем каждая может быть использована до 36 раз. Так откуда дефицит? А если учесть, что на разных заводах разливают пиво в разные бутылки? А если учесть и то, что многие производители выводят на темном стекле еще и свое имя — чтобы, так сказать, отличиться от других? То–то и оно. Часто бутылки невзаимозаменяемы. Хотя и стандарт есть — пол–литровые бутылки типа «Евро» и «Северный Рейн–Вестфалия», в честь самой густонаселенной земли. Вот там–то находится среднего по немецким меркам размера пивоварня Fiege, которая недавно разместила в социальных сетях крик отчаяния: «Нам нужна ваша помощь. Хотя мы регулярно заказываем новые пустые бутылки, их все еще не хватает нашему заводу. Поэтому перед тем как отправиться в летний отпуск, пожалуйста, принесите обратно в магазины свои пустые бутылки из–под Moriz Fiege. Сначала — депозит, потом — вечеринка!»

Fiege использует не какую–нибудь там стандартную бутылку, а с фарфоровой пробкой, которая открывается с помощью проволочных зажимов, издавая характерный звук («шпок!» и легкое шипение), который так нравится многим любителям пива. Такие бутылки используются не более 30 раз, и стоят они дороже обычных. Спросите, почему не заказать новые бутылки, если не хватает? Если вы привыкли ругать советскую плановую систему, то знайте: при капитализме она живет и процветает. Производство новых стеклянных бутылок — дело сезонное, заказ размещается за год вперед, а предсказать летнюю жару и рост продаж пива часто невозможно. А впрок никто заказывать (и оплачивать, само собой) не хочет.

Так что там с призывом, сработал? Эффект назвали ошеломляющим: народ начал возвращать бутылки ящиками, некоторым было просто лень в такую духоту тащиться в магазин. «Помощь в пути!» — писали люди в тех самых соцсетях, выкладывая фотографии себя и своих пустых бутылок, которые — ам! — и съедала машина в супермаркете.

Вы ж наверняка знаете, что в Германии раздельный сбор мусора — давно норма жизни. Кстати, в Чехии тоже, и я честно разделяю и разбрасываю свой по разным ящикам, а как иначе? Сдавать стеклянные бутылки легко и просто: автоматы по их приему стоят практически в каждом супермаркете — положил на ленту, получил чек, предъявил на кассе, его учли при оплате покупки. Залоговая стоимость стеклянной бутылки в Чехии — 3 кроны, в Германии — от 8 до 25 евроцентов. Кстати, в Германии можно сдавать и банки, и пластиковые бутылки, так что будете там — не выбрасывайте, а станьте немного немцами: сдайте, пополните семейный бюджет.

Ведь известны, известны случаи, когда люди, превратив сдачу бутылок в профессию, почти разбогатели. У таких людей даже название специальное есть — dosensammler. Одного из самых знаменитых (о нем даже пресса немецкая пишет) зовут Эдуард Люлинг, за три дня музыкального фестиваля он, бывало, сдавал бутылок и банок на сумму 2.400 евро. Три дня! Но если вы подумали, что это легкая работа, то ошиблись. Герр Люлинг встает каждый день в 4 утра, его рабочий день длится часов десять, не меньше. У Люлинга, конечно, есть конкуренты. Например, герр Эде колесит на небольшом трейлере по кемпингам, местам проведения фестивалей и концертов под открытым небом и в удачный месяц зарабатывает около 13 тысяч евро. Не завидуйте: музыкальные фестивали проводят только летом, а в остальное время процесс идет куда медленнее и доход приносит существенно меньший. Но неизменно приносит.

Это я к чему? К тому, что жду (и надеюсь, что дождусь) того счастливого дня, когда автоматы по приему стеклотары появятся в каждом минском супермаркете.

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter