Сегодня Стефании Станюте могло бы исполниться 115 лет. Народная артистка Беларуси и СССР – в воспоминаниях коллег и близких

Стефанин день

Сегодня — 115 лет со дня рождения народной артистки Беларуси и СССР Стефании Станюты

В Купаловском театре говорят: «На нее ходили поколения». Великая Стефания Станюта прожила богатейшую, полную событиями жизнь: видела царя, помнила Великую Отечественную, жила в послевоенном Минске и застала годы формирования нового суверенного государства. Многие пытались разгадать секрет ее живости, молодости и невероятного человеческого обаяния. Но он был прост — избегать плохих моментов и заниматься любимым делом. А еще Стефания Михайловна очень любила молодежь. Охотно делилась секретами актерской профессии, всегда поддерживала тех, кто делал в ней первые шаги. Сегодня это поколение купаловцев уже само носит звания народных и заслуженных, посвящая себя — как завещала когда-то сама Станюта! — публике без остатка.


Легендарная артистка — в редких архивных фотоснимках и воспоминаниях коллег и близких.

Зинаида Зубкова, народная артистка Беларуси:

— Есть актрисы, которые ходят, стучат, требуют. Стефания Михайловна была совсем не такой. Какой она была? Очаровательной! Больше всего на свете любила театр и жизнь. Радовалась каждому дню, несмотря ни на что. И нам всегда говорила: «Девочки, проснулись — уже повод для радости». Может быть, потому, что она так любила этот мир, ей было отведено прожить 95 лет… Даже когда у нее не было спектаклей, она приходила в Купаловский: «Девочки, коньячок вот вам принесла, тортик испекла». Она не представляла себе другой жизни, кроме театра. Мы ее очень любили. Помню, что в день, когда в театре давали спектакль «Страсцi па Аўдзею» (Стефания Михайловна тогда уже не играла, болела), в сцене, где я читаю молитву — одна, перед занавесом, — у меня потекли слезы. Хотя никогда раньше такого не было. А после спектакля пришел Саша, ее сын. Говорит, Стефания ушла из жизни. И я тогда поняла: это были не мои слезы. Это были слезы Стефании Михайловны Станюты. 

В спектакле «Шлюб па сакрэту», 1957 г.

Виктор Манаев, народный артист Беларуси:

— Прожить такую долгую жизнь — почти век! Сколько всего произошло за это время: революция, война, утраты близких… И остаться таким светлым человеком — вот что в жизни самое главное. Когда я пришел в театр совсем мальчишкой, Станюта тоже еще молодая была — лет семидесяти. И потом мы почти 20 лет успели поработать вместе. Когда репетировали спектакль «Гаральд i Мод», она шутила, что нам обоим надо молодиться: «И мне уже не 80, но и тебе не 18». Была очень позитивной, во всем умела видеть только хорошее. Никогда даже голоса не повысила ни на кого. Всем только внимание, любовь и улыбка. После спектакля, бывало, придет, свою поделку какую-нибудь подарит, поцелует: «С премьерой!» Еще она всегда как бы стеснялась своей популярности. Повторяла: «Я ж ничего такого не сделала, есть артисты гораздо талантливее. Просто они уже все на том свете, поэтому любовь к ним передается немножко и мне».

С Виктором Манаевым в спектакле «Гаральд i Мод», 1986 г.

Алексей Дударев, драматург: 

— Всегда улыбаюсь, когда вспоминаю о ней. Она была очень светлым человеком, у которого вообще не было врагов. То, что Стефания Михайловна была талантливой, даже гениальной, — это понятно. Но самое интересное: с возрастом она становилась только лучше, краше. И если бы она дожила до сегодняшних своих 115 лет, уверен, была бы вообще сказочной феей. Помню, пришел как-то в Купаловский. Иду по коридору, а навстречу Станюта. Я к ней бросился сразу, а она, смеясь, подставила щеку: «Лешечка, я себя иногда прямо иконой чувствую. Меня уже целуют, как икону». «Правильно, Стефания Михайловна, — отвечаю. — Вы уже давно живой символ Беларуси». И в начале карьеры, и на протяжении всей жизни у нее было одно звание — Станюта. 

Стефания Станюта дома.

Николай Пинигин, режиссер, художественный руководитель Национального академического театра им. Янки Купалы:

— Она была самым добрым человеком из тех, кого я знал. Никогда и никому слова плохого не сказала. Иногда во время репетиций подкрадывалась ко мне тихонечко и конфетку в карман вкладывала. Я же для нее совсем мальчишкой был, молодым режиссером. В 1986 году она сыграла с Виктором Манаевым в спектакле «Гаральд i Мод» — об увлечении молодого парня 80-летней женщиной. И мне кажется, роль Мод очень точно выражала ее сущность. Как и ее героиня, в жизни Стефания Михайловна была очень уживчивой, веселой, легкой на подъем. Но затем герой Манаева увидел на руке у Мод номер концентрационного лагеря... Станюта тоже повидала многое. Помню, были вечерние репетиции, в перерывах она иногда рассказывала о своей жизни: как видела Николая II, встречала Ленина, позже Сталина на Декадах белорусского искусства в Москве... А после премьеры спектакля несколько раз подряд приглашала нас к себе пить шампанское. Мы садились человек пять — семь в такси и ехали к ней домой. Проезжали мимо площади Свободы, она рассказывала: вот здесь, мол, мы и встречали Николая II. 

Сцена из спектакля «Сабака на сене», 1943 г.

Светлана Суховей, заслуженная артистка Беларуси: 

— Настоящее признание пришло к Стефании Михайловне после фильма «Прощание», снятого по мотивам повести «Прощание с Матерой» Валентина Распутина. Эта картина сделала ее звездой. Но она относилась к этому очень просто. Мол, пришло в жизнь — и слава богу, что так случилось. Еще Стефания Михайловна была человеком с большим внутренним достоинством и не позволяла себе опускаться до разборок. Она вообще на все реагировала с какой-то детской непосредственностью. Всегда учила меня: «Деточка, никогда не завидуй!»

В роли Марины Сергеевны в постановке «Брама неўмяручасцi», 1974 г.

Мелитина Станюта, многократный призер чемпионатов мира и Европы по художественной гимнастике, правнучка актрисы:

— Я приходила к ней домой как в музей, в котором все можно было трогать. У нее была очень интересная квартира, она много всего делала своими руками: бусы, маски, поделки. На сцене я ее не застала, она для меня была просто родным человеком, просто прабабушкой: мы часто гуляли по парку, кормили бездомных котов, праздновали вместе Новый год... Бабушка всю жизнь очень любила танцевать. Она и в 70 лет могла с легкостью сесть на шпагат. Наверное, ее таланты передались и мне. Художественная гимнастика — очень женственный вид спорта, который требует пластичности и актерского мастерства. Таким образом, я, можно сказать, воплотила ее мечту. Вообще, я очень долго — многие годы! — была «правнучкой Стефании Станюты». Это очень обязывало. И внутренне я понимала: эту фамилию нужно нести красиво, достойно. 

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter